Волейбольный клуб «Автомобилист» в этом сезоне пока не радует. Пять игр — пять поражений и ни одной выигранной партии (Высшая лига «Б» — «Запад»). Зато питерская команда, как мы уже сообщали, теперь может официально считаться флагманом в борьбе за равноправие полов, так как во главе хоть и молодого, но все-таки мужского коллектива стоит женщина, а именно Татьяна Образцова. «Спорт» связался с ней и узнал, в чем причина проигрышной серии, как она чувствует себя в таком необычном положении и каким в юности был олимпийский чемпион Лондона — Максим Михайлов.
— На старте чемпионата «Автомобилист» потерпел пять поражений подряд. Можно уже начинать паниковать?
— Еще не трагедия, но это, однозначно, не самый хороший результат. У нас были возможности зацепить партии, особенно во второй игровой день против «Зоркого», но пока не получается. Дело в психологии.
— То есть дело не в том, что полкоманды — самые настоящие школьники?
— (Cмеется.) Дело как раз в этом! Ребята психологически еще не готовы играть против серьезных команд. Первый такой матч они провели на Мемориале Платонова всего два месяца назад. Вы же понимаете, что этого недостаточно.
— Как собираетесь решать эту проблему?
— (Вздыхает.) Ее не решить за один день. Наверное, надо немного изменить тренировочный процесс, больше приблизить его к игровым нестандартным ситуациям. Ну и, конечно же, надо проводить приватные беседы с ребятами, убеждать, рассказывать, настраивать их. Тренировки плюс личный контакт, только так.
— Есть ли у команды какая-то задача на сезон?
— Мы себе поставили очень сложную задачу — попытаться попасть в четверку. Другая задача, которую мы обязательно должны выполнить, иначе смысла в нашем участии в этом чемпионате нет никакого, — научиться играть против сильных команд и получить игровой опыт, так необходимый этим игрокам. Если бы мы могли заявиться в молодежную лигу, мы бы проявили себя уже в этом году. К сожалению, нас не допустили из-за слишком юного возраста игроков.
— А есть ли какой-то план развития хотя бы на 2–3 сезона вперед?
— Надо будет спросить у президента клуба. Если все будет в порядке с финансами, будем усиливать состав опытными игроками, ну и строить планы на выход в Высшую лигу «А» и так далее. Топтаться на одном месте нет смысла. Сам по себе этот коллектив не вырастет, по крайней мере до необходимого нам уровня.
— Перед тем как вы соглашались на эту работу, были в курсе, кого предстоит тренировать?
— Да-да. У нас с президентом клуба доверительные отношения. Он сразу сказал, как все будет. Я знала обо всех трудностях, которые меня ожидают. Поэтому никаких неожиданностей не возникло, а трудности меня никогда не пугали. Главное — не паниковать и трезво смотреть на сложившуюся ситуацию.
— Вы смелая женщина.
— Конечно, я смелая, раз столько лет работаю с мужиками (смеется). Наверное, приход в мужской волейбол — мой самый отчаянный поступок в жизни.
— Вы когда-нибудь сталкивались с другими подобными примерами, когда женщина тренировала мужской клуб?
— Конечно! Я начинала работать вместе с Ольгой Вербовой. Сейчас она немного отошла от дел, но в свое время она тоже тренировала несколько мужских команд. Так что я такая отчаянная не одна.
— Вот вы говорите, что совсем не ругаетесь на своих подопечных. Неужели правда?
— (Смеется.) Да уж конечно. Естественно, ругаюсь. Обычно это происходит во время игры, когда надо всколыхнуть ребят. Совсем без этого невозможно, все-таки мы все живые люди. Так что пацанам от меня, бывает, достается. Хотя стараюсь быть более сдержанной. Сейчас в нашей ситуации ругать — это самое простое.
— Вам довелось тренировать олимпийского чемпиона Максима Михайлова. Каким он был в то время?
— Кстати, в последних играх я как раз вспоминала о нем. Максим занимался у меня в Высшей лиге «Б» три года, после чего я отдала его в Суперлигу. Я пришла к выводу, что сейчас у меня нет такого мальчишки, каким был когда-то Максим Михайлов. Это было в Ярославле, и мы были в очень серьезной подгруппе, но он все равно выглядел на голову выше всех. Я никогда не забуду одну игру с МГТУ. Счет по партиям — 2:2. В третьей партии Максим начал подавать и ушел с подачи только при счете 12:1. Вот такой был Максим. Он всегда был трудолюбивым, хорошо учился в школе. С того времени Максим ничуть не изменился, если только стал еще более серьезным.