Петербургский «Автомобилист» идет на рекорд. Вспоминать об этом рекорде будущим поколениям питерцев не захочется: 7 поражений в 7 матчах Суперлиги, и все со счетом 0:3. Причины игрового кризиса банальны и печальны: нет денег, нет игроков, нет уверенности в завтрашнем дне. Главный тренер команды Андрей Толочко в беседе с корреспондентом «Спорта» Олегом ЕВСТИФЕЕВЫМ подвел тоскливые итоги года.
— Какое сейчас положение в клубе?
— В такой ситуации и я, и клуб оказываемся в первый раз. Прокомментировать все это очень сложно. Когда у тебя нет игроков, когда клуб может закрыться в любую минуту... Не знаю, что тут сказать. Нам очень сложно. У меня на сегодняшний день нет ощущения, что клуб может НЕ закрыться. Об этой угрозе не говорят, но мне хватило предсезонного опыта, когда такая угроза висела постоянно. Сейчас только о выживании и говорим. Как выжить, как остаться. Поэтому игроки и нервничают, переживают. Другой задачи нет. Но при том составе, что сейчас есть, выжить будет очень сложно. Мы вывели команду в Суперлигу, а после этого у нас сразу разобрали игроков. Заново строить все с нуля? Мы тоже не железные... Работаем сейчас 24 часа в сутки.
— Руководство обещает хоть какие-то средства на новых игроков?
— Идут разговоры, что должны прийти финансы... Но дело в том, что на рынке труда — ограниченное количество игроков. Сейчас, в конце декабря, найти игрока хорошего качества очень сложно. До конца сезона осталось всего три с половиной месяца!
— Рассматриваются только игроки из России или иностранцы тоже?
— У нас есть игроки, которые пришли из лиги «Б», есть волейболисты из лиги «А». Но нет ни одного российского игрока, который бы в прошлом сезоне выступал в Суперлиге. Мы бы с удовольствием взяли игрока из России... Но ведь никто не жаждет идти в клуб, находящийся в тяжелой ситуации. Наше положение всем видно. Когда команда проигрывает по 0:3 и не имеет стабильного финансирования, ей нечем завлечь игрока. У нас была возможность поменять иностранного игрока — мы ей воспользовались. Поменяли нашего украинского диагонального Александра Стаценко. Считаю, что это усилит нашу игру на этой позиции. Но это не панацея.
— Вы готовы остаться в клубе, если он вылетит из Суперлиги?
— Все будет зависеть от задач, которые поставят перед клубом в новом сезоне. И от того, видит ли меня сам клуб на этом посту. Вы поймите, что работа на голом энтузиазме отбирает здоровье.
— Что говорят игроки? Выражают ли желание покинуть команду?
— Я не слышал, чтобы кто-то выражал желание уйти.
Цифра
6 лет Петербург не был представлен в элитном дивизионе. 2005 год оказался поистине черным для питерского волейбола. Весной «Спартак» бесславно покинул Суперлигу, а в конце декабря ушел из жизни его легендарный наставник Вячеслав Платонов. С тех пор клуб с берегов Невы, переименованный обратно в «Автомобилист», прозябал в низших дивизионах, высших лигах «А» и «Б».
Кстати
«Автомобилист» — самый титулованный клуб Петербурга после футбольного «Зенита» (11 почетных трофеев против 12). За 76 лет он собрал пять чемпионских титулов в СССР и России, подкрепил их четырьмя победами в еврокубках. Правда, последний успех датирован далеким 1993 годом.
Команды, занявшие 1–2-е места в каждой зоне, выходят в четвертьфинал плей-офф. Команды, занявшие 3–6-е места в каждой зоне, выходят в 1/8 финала плей-офф.
Турнир за право остаться в Суперлиге (плей-аут) будет проведен только между российскими командами, не попавшими в плей-офф. Два иностранных клуба Суперлиги освобождены от этих игр и в любом случае сохранят места в турнире. Таким образом, в плей-ауте может быть от 4 до 2 участников. Команда, занявшая в плей-ауте последнее место, вылетит из Суперлиги, а предпоследняя сыграет со второй командой высшей лиги А переходную серию до двух побед.