• Главный дед советского футбола

    02.05.10 17:25

    Главный дед советского футбола - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Каждая команда, с которой соприкасался выдающийся советский тренер Виктор Александрович Маслов (27 апреля ему — 100 лет), становилась самобытной, не похожей на другую — игрой, манерой поведения, стилем, добивавшейся заметных результатов и оставившей несомненный след в истории.

    Его называют в футбольном мире «дедом», и пошло это с киевских времен: авторство приписывают виктору Серебрянникуву, которого Виктор Александрович безмерно любил, как, впрочем, и всех других торпедовцев, киевлян, игроков «Арарата», с кем ему довелось работать.

    «Куда ты собрался? От него же интервью не получить! Тем более перед финалом», — по-доброму напутствовали меня опытные коллеги, когда я поведал им о том, что отправляюсь в Новогорск к Виктору Александровичу Маслову за интервью. Это было в 1975 году, за сутки до кубкового финала «Арарат» — «Заря». Маслов тренировал ереванскую команду, и мне, тассовскому репортеру, дали задание съездить в тренировочный лагерь «Арарата», разбитый на знаменитой в ту пору новогорской базе. Не было — сейчас в это сложно поверить — ни охраны, ни назначенных на определенный час пресс-конференций, ни пресс-атташе, выделяющих минуты для бесед с тренером или футболистом. Была лишь скамейка перед входом в главный корпус. На скамейке сидел Маслов — вышел, как он потом сказал, «воздухом подышать» — и вопросительно посмотрел на пришельца из-под лохматых бровей. Колебаний между «да» и «нет», признаться, не заметил. Он только вздохнул: «Спрашивай, раз приехал». Финал «Арарат», ставший последней масловской командой, выиграл. Это было за два года до кончины Мастера.

    * * *

    В перестроечные уже времена издательство «Физкультура и спорт» — идея принадлежала главному редактору издательства, известному футбольному журналисту Валерию Винокурову — задумало выпустить серию книг под названием «Тренерское наследие». Кандидатуры на первые выпуски определились мгновенно: Борис Андреевич Аркадьев и Виктор Александрович Маслов. Я был счастлив, что заниматься сборниками поручили мне. Книга «Борис Аркадьев» свет увидела. «Маслову» не повезло: рукопись была подготовлена, редакторам отдана, но произошли известные политические перемены, приведшие к возникновению совершенно иной страны. В рамках перемен многое на первых порах рухнуло, в том числе издательства, а вместе с ними — издательские планы.

    Второй экземпляр рукописи  (машинописный, разумеется) сохранился у меня, к сожалению, лишь частично. К счастью, в библиотеках остались подшивки еженедельника «Футбол», и желающие могут почитать статьи Виктора Маслова о футболе. Не о судейских ошибках, не о плохих полях, не о бытовых неудобствах — о футболе! Мысли гениального тренера переносил на бумагу журналист Александр Вит. Масловские статьи обсуждались, по ним устраивались дискуссии — существовал такой жанр в футбольном нашем обществе того времени.

     

    * * *

    «Маслов — первый человек, разрушивший у нас стереотипы обывателей, руководителей и журналистов о путях развития футбола, — считает Олег Базилевич. — Виктор Александрович начал прививать совершенно иной взгляд на футбол, и поэтому он часто вступал в противоречия с болельщиками, журналистами и, конечно же, с футболистами, психологию которых требовалось в корне перестраивать. Его часто не понимали. Но именно Маслов, талантливейший тренер от Бога, видел на многие годы вперед, каким образом будет развиваться футбол. Маслов был великим тактиком, который и нас, игроков, а потом и всех остальных, приучил к тому, как надо играть в футбол».

    * * * 

    Базилевич в один прекрасный момент составил компанию Валерию Лобановскому — оба любимца киевской публики и начальства были вынуждены из команды уйти: Дед, разрабатывая систему 4+4+2, по которой тогда никто еще в мире не играл, не видел в рамках этой схемы места ни для Базилевича, ни для Лобановского. С Лобановским у Маслова случилась в 1964 году в Ярославле после матча «Шинник» — «Динамо» словесная перепалка, о содержании которой динамовские ветераны вспоминают примерно так: «Вели 2:0, но закончили 2:2. Маслов обиделся очень. Собрал всю команду и давай по одному чихвостить. Дошел до Лобановского: «Валера, что ты делал на поле?» — «Понимаете, Виктор Александрович, в команде есть ювелиры и чернорабочие». Дед снял очки, долго смотрел и сказал: «Валера, у меня все будут чернорабочие, но исполнение должно быть ювелирным».

    Когда мы работали с Лобановским над его книгой «Бесконечный матч», я, естественно, задал ему вопрос о Маслове. «И я бы на его месте поступил точно так же, как он, — ответил Лобановский. — Перестал бы ставить Лобановского-игрока в основной состав для того, чтобы он понял: в этой команде ему больше не играть. Тренерская правота Маслова оказалась намного выше моей правоты игрока».

    * * * 

    Образование в восемь классов, подручные средства в тренировках — только секундомер и свисток, феноменальный, без видеозаписей, объем знаний о сопернике, интуитивная постановка интенсивности — с опережением на многие годы — в основу тренировочного процесса, первый в мире переход на схему 4+4+2 (задумывал еще в «Торпедо» с Эдуардом Стрельцовым и Валентином Ивановым, реализовал в киевском «Динамо»), десять титулов: четыре чемпионства и шесть Кубков СССР — это все Виктор Маслов, в котором природа соединила качества, необходимые тренеру, педагогу, тактику, стратегу,  психологу. И просто хорошему человеку, оставившему заметный след.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»