Шотландец Скотт МакГарви после завершения карьеры профессионального футболиста в 1996 году не ушел из спорта, а стал помогать скаутским службам различных клубов английской премьер-лиги в отслеживании классных игроков. Скотт снискал не только уважение, но и доверие тренеров, футбольных агентов и функционеров в туманном Альбионе.
Разговор с бывшим игроком «Манчестер Юнайтед», а ныне главой компании LSH Sports Management состоялся во время кульминационного периода зимнего трансферного окна, когда клубы «на флажке» пытаются усилить свои ряды новыми игроками. Такие представители премьер-лиги, как Гарри Реднапп, Фил Браун, Дэвид Мойес, не раз прерывали нашу беседу звонками на мобильный телефон МакГарви… Несмотря на занятость, Скотт дал развернутый анализ трансферного рынка в Великобритании…
— Каковы, на ваш взгляд, особенности зимнего трансферного окна?
— С одной стороны, задачи данного периода остались прежними: для клубов важно залатать бреши, которые образовались у них из-за травм, смены тренеров (яркий пример — «Тоттенхэм»), летних просчетов в селекции; а также точечно усилить состав для решения уже более конкретных, чем это было летом, задач на сезон. С другой стороны, из-за финансового кризиса методы решения проблем видоизменились. Клубы отказываются рисковать, покупая даже за один миллион фунтов футболистов, которые могут, хочу подчеркнуть: лишь могут, «выстрелить». Клубы стремятся все сделать наверняка. Финансовые возможности, а вернее их отсутствие по причине огромных долгов и кризиса заставляют обращаться к схеме «аренда плюс последующий выкуп», надеясь на то, что летом количество денег в казне увеличится.
— Но это не касается так называемого возмутителя спокойствия?
— Вы «Манчестер Сити» имеете в виду? Многое, что касается этого клуба, выдумано прессой. Нашумевшая история с попыткой купить бразильца Кака у «Милана» — тоже элемент пиара. Очевидно, что суммы, о которых писали итальянские газеты (100 млн фунтов. — «Спорт»), чересчур преувеличены. Несомненно, намерения новых владельцев «горожан» самые высокие, но пока, я бы сказал, они только присматриваются и осваиваются в новой для себя роли.
— Какие игроки пользуются наибольшим спросом у представителей премьер-лиги в зимнее трансферное окно?
— В основном это проверенные футболисты, которые уже поиграли в Англии. Имеют место даже такие, казалось бы, невозможные трансферы, как возвращение игрока в команду, где он уже играл. Например, переход Дефо в «Тоттенхэм». Знаю не понаслышке, что на этом настоял главный тренер команды Гарри Реднапп (Реднапп — близкий друг Скотта. — «Спорт»). Возможно и возвращение Робби Кина в тот же «Тоттенхэм», но если это и произойдет, то уже во время летнего межсезонья и только в том случае, если он не сможет до конца адаптироваться в «Ливерпуле».
— Из россиян в английской премьер-лиге — одном из лучших в мире чемпионатов — играет лишь Роман Павлюченко, при этом сборная России завоевала третье место на Евро-2008. Как объясните такой парадокс?
— Тут целый ряд причин. Главная: английские клубы могут рассматривать из игроков, не имеющих гражданства стран ЕС и считающихся легионерами, лишь тех, которые провели за последние два года не менее 75 процентов матчей своей национальной сборной. За этот срок Гус Хиддинк в сборной России проверил более тридцати футболистов, поэтому количество «годящихся» для Англии ребят колеблется в диапазоне от пятнадцати до двадцати, при этом подчеркну: лучших футболистов вашей страны.
— Ну а спрос на эти пятнадцать-двадцать фамилий есть?
— Еще какой! Но тут мы подходим к следующему ряду причин. Те, кто входит в этот список, на ведущих ролях в своих российских клубах, то есть получают довольно высокую зарплату, которая почти не облагается налогом (всего 13 процентов), тогда как в Англии налог 40 процентов. Более того, российские клубы, естественно, не хотят отпускать своих звезд (и я их понимаю), поэтому завышают реальную рыночную стоимость игрока на 20–30 процентов.
— Раскройте секрет: кем из российских футболистов, по вашим данным, интересовались британские клубы?
— Давайте по позициям. У вас очень сильная вратарская линия. Игоря Акинфеева и Вячеслава Малафеева знают в каждой селекционной службе. Что касается последнего, то некоторые клубы в январе пытались заполучить его в свои ряды, но по ряду причин этого не произошло, хотя не отрицаю варианта, что к этому вопросу вернутся летом, когда Малафеев свободно сможет подписать контракт. То же самое и с Погребняком, которым интересовался «Эвертон». Помимо этих футболистов на карандаше у скаутов такие, как (Скотт открывает ежедневник и безошибочно выговаривает трудные для британцев русские фамилии) Игнашевич, Анюков, Жирков, Торбинский, Билялетдинов. Ну и конечно, Аршавин. И наконец, в России талантливая молодежь. Могу сказать, что за Дзюбой, Дзагоевым и Рязанцевым уже вовсю следят ведущие клубы Англии.
— Но у этих игроков нет паспортов ЕС и нужных 75 процентов игр за национальную команду...
— Во-первых, в скором времени — в ближайшие два-три года — пункт про 75 процентов матчей могут отменить, ходят разговоры, что это противоречит законам ЕС. Во-вторых, так как это игроки молодые, то английскими клубами практикуется следующий вариант сделки. Клуб выкупает игрока и сразу отдает его на два года в аренду в Бельгию или Испанию, где в течение этого периода футболист проходит обкатку и, что самое главное, получает паспорт гражданина ЕС, после чего может спокойно играть в любом чемпионате Европы.
— Скотт, а возможен обратный переход — из английского чемпионата в российский?
— Тут нужен грамотный подход к игроку. Агент или представители клуба должны провести беседы с игроком, доказав ему, что российское первенство сейчас на высоком уровне, и, естественно, предложив условия выгоднее, нежели в Англии или любой другой стране. Этой зимой некоторые агенты высококвалифицированных футболистов обращались ко мне с просьбой помочь трудоустроить их клиента в Россию. Не исключаю варианта, что до наступления 3 февраля осуществится переход по пути Англия — Россия. Если это не произойдет сейчас, то в летние месяцы, уверяю вас, на все сто процентов.
Лично я вижу большие перспективы в российском чемпионате. Вспомните: кто знал что-либо о российском первенстве пять лет назад? Сейчас при помощи больших структур оно развивается. Необходим грамотный менеджмент, чтобы вывести ваш футбол на стабильно высокий уровень. Уже сейчас в России работают Хиддинк, Адвокат, Ребер — имена, значимые во всем мире. Так почему же клубам не обратить взор на менеджеров?
Лондон