Однажды мне уже приходилось общаться с веселым и по-своему категоричным Роберто Розетти. Тогда он был действующим судьей и готовился к тому, чтобы отработать на финальном матче чемпионата Европы 2008 года, в котором пока еще могла сыграть сборная России. Теперь Розетти работает в РФС и возглавляет Департамент судейства и инспектирования, по линии которого итальянец и приехал в Санкт-Петербург на Кубок Содружества.
Говорить на одном языке
— Хотелось бы сразу узнать ваше мнение о матче Кубка Содружества Россия — Казахстан...
— Вы же знаете, что я не даю комментарии по судейству матчей.
— Знаю, поэтому вопрос звучать будет так: в Казахстане в связи с решениями арбитра очень часто повторяли фразу, что есть правила игры, а есть дух игры. Как вы относитесь к подобному подходу?
— Мое мнение такое: арбитры должны следовать международным правилам. В футболе необходимо говорить на одном языке. И это язык ФИФА и УЕФА. Существуют основополагающие принципы работы судей, и единственное, что должен делать арбитр, это следовать им, говорить с футболистами на едином языке. Это должны понимать в Казахстане, в России, в Италии, где бы то ни было.
— Может, прокомментируете как-нибудь ставший скандальным матч Санкт-Петербург — Италия на Мемориале Валентина Гранаткина?
— Во всех турнирах, в том числе международных, включая даже чемпионаты мира и Лигу чемпионов, бывают спорные ситуации, связанные с решениями арбитров и вызывающие много споров. Так что ничего исключительного не произошло. Если говорить о Кубке Содружества, к настоящему моменту (беседа происходила после второго четвертьфинального матча между сборными Таджикистана и Литвы. — «Спорт день за днем») арбитры проделали хорошую работу и показали хороший уровень судейства. Спортивный дух, демонстрируемый всеми командами, не вызывает никаких нареканий. Уважение участников к сопернику и судьям и понимание принципов fair play делает честь не только самому турниру, но и тем сборным, которые на него приехали.
— Являясь куратором судей на этом турнире, можете рассказать, проводится ли какая-то работа над ошибками по итогам матчей?
— Работа у судей идет в очень плотном режиме: каждый день они проводят на поле тренировки, каждый день они присутствуют на судейских семинарах, каждый день они посещают собрания, посвященные разборам фрагментов различных матчей. Для нас это важный турнир для обучения и развития судей и, что самое важное, для оценки их уровня.
— Может ли этот турнир иметь какие-то последствия для карьеры арбитра? Например, попадание в список тех, кто будет обслуживать матчи премьер-лиги?
— Обязательно. Глава Департамента судейства и инспектирования здесь, руководитель судейского комитета Николай Левников — тоже. И собрались мы именно для того, что оценить работу арбитров, разглядеть подающих надежды и дать необходимый импульс перемещениям судей между дивизионами.
Наша задача — увеличить количество арбитров
— В последнее время сразу три бывших итальянских арбитра возглавили судейские комитеты в странах бывшего СССР: вы в России, Пьерлуиджи Коллина на Украине, Маттео Трефолони в Казахстане. Это такой модный тренд? Или подтверждение высочайшего уровня итальянской судейской школы?
— Не знаю, тренд ли это. Но с тем, что это подтверждение качественности итальянской судейской школы, согласен. Я верю, что таким образом были оценены наш профессионализм, наша независимость и наша стопроцентная нейтральность. Я здесь лишь для того, чтобы сделать все возможное для развития российских арбитров. Моя цель — улучшить и реформировать судейскую систему России.
— Общаетесь ли вы со своими коллегами в Казахстане и на Украине?
— Конечно. С Коллиной мы на связи уже долгое время. Общался я и с Маттео. Обмен мнениями и опытом — это необходимый двигатель развития человека. Футбольный арбитр должен быть исследователем, а не высокомерным наблюдателем.
— Можно ли сказать, что проблемы с судейством на территории бывшего СССР, по сути, одни и те же?
— Как я уже говорил, разговоры о судействе идут по всему миру: в Италии, в Англии, в Испании, во Франции, в России и в том же Казахстане. И в этом вопросе важны лишь два момента: подготовка самих арбитров и максимальная независимость органов судебной футбольной власти.
— Очень часто приходится отмечать, что существующая в настоящий момент в России футбольная система с четырьмя дивизионами (в то время как в Италии 10 лиг, во Франции — 16 и т. д.) не позволяет развиваться массовому футболу. Отражается ли она на судействе?
— Очевидно, что существуют разные футбольные культуры, разный подход к организации, и я не могу заниматься изменением всей системы российского футбола. Мое дело — арбитры. И одна из наших с Николаем Левниковым задач — увеличить количество судей. Над этим нам предстоит очень серьезно поработать, ведь нам нужны молодые арбитры, нам нужно создать благоприятный имидж самой профессии. Очевидно, что количество судей должно привести к повышению качества судейства, и это нормально для всех аспектов нашей жизни. Чем меньше основание у пирамиды, тем она ниже и тем неустойчивее. Чем больше у нас будет арбитров, тем проще нам будет говорить о повышении качества. Естественно, при должном их обучении и отборе.
Думал, русский язык легче
— В России стало очень много итальянцев. Фабио Капелло, Лучано Спаллетти, Доменико Кришито, Сальваторе Боккетти, Роберто Розетти... Миф о том, что итальянцам тяжело живется за пределами Италии, развеян?
— Я живу в Москве и прекрасно себя чувствую в России. Для меня в этом нет никаких проблем.
— Учите русский?
— Признаюсь, это непросто. Объективно говоря, русский язык очень тяжел. Я начинаю понимать, что мне говорят, но говорить — это пока выше моих сил. Думал, что русский язык будет гораздо проще.
— Желание жить в России, учить русский язык — это новая ситуация для российского футбола. Наставники сборной России Гус Хиддинк и Дик Адвокат этим не отличались. Вы ведь тоже могли, наверное, бывать у нас спорадическими наездами.
— Каждый делает свой выбор, у каждого есть свой стиль работы, и каждый отвечает сам за себя. Я считаю, что с профессиональной точки зрения правильнее было переехать в Россию.
— Последнее время очень много говорят о судейской реформе, которую собирается провести новый президент РФС Николай Толстых. В ней нет места Роберто Розетти.
— Я считаю, что моя задача состоит в том, чтобы делать свое дело. И эти разговоры никаких проблем лично у меня не вызывают.