Как вырастить ребенка здоровым? Над этим вопросом задумывается большинство родителей. Но не все знают, что здоровье малыша закладывается еще задолго до его рождения. А первые дни, недели и месяцы – это время, когда создается багаж на всю жизнь: физическое, психическое здоровье и интеллектуальное развитие.
Познать мир в младенческом возрасте можно только в движении. Чем больше, интенсивнее и разнообразнее двигается малыш с самого рождения, тем быстрее он развивается физически и умнеет. Развитие мозга, а значит и формирование интеллекта в период младенчества связано с движением самым непосредственным образом. Дети, которые научились плавать раньше чем ходить, оказались по уровню умственного развития выше среднего. Опережающее интеллектуальное развитие было отмечено у малышей, которые освоили лазание по шведской стенке раньше, чем хождение. Передвижение ползком - лучшая гимнастика для малыша. Некоторые исследователи усматривают связь между прохождением ребенком стадии ползания и его умением в зрелом возрасте различать лево и право. Передвижение ползком - вид активности, в высшей степени благоприятно влияющей на общее развитие ребенка, поэтому желательно, чтобы малыш так или иначе прошел этот этап до или даже после того, как он начнет ходить. Назовем некоторые преимущества прохождения ребенком стадии ползания:
1. Дети, которые вначале научились ползать, возможно, начинают ходить чуть позже, но при этом ходят гораздо увереннее и умеют правильно падать: не навзничь, а опираясь на руки.
2. Передвижение ползком способствует правильному тонусу и укреплению спинной мускулатуры и мышц живота. Это необходимо для навыков удержания равновесия и успешного моторного развития.
3. На этапе ползания ребенок отрабатывает вращение корпуса, что необходимо для навыков удержания равновесия.
4. Поза, которую принимает ребенок при движении ползком, способствует развитию бедренных мышц: это особенно важно для детей, у которых в первые месяцы жизни был диагностирован вывих бедра. Кроме того, упражнение укрепляет стопу и создает предпосылки для ее правильного формирования.
5. Во время движения ползком ребенок вынужден опираться на руки и на ноги, что способствует совершенствованию его навыков пространственного ориентирования и контролю над положением собственного тела в пространстве.
Передвижение ползком – одна из необходимых стадий, заложенная в биологической программе развития ребенка. Ограничение естественной подвижности, недостаточность физической нагрузки крайне неблагоприятно сказываются как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в помещениях. Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия, массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы. В результате систематических тренировок ни одна из систем не останется без изменений. Эти изменения касаются в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования. В связи с основной задачей гимнастики – улучшать качество движений - правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна контролироваться руками того, кто проводит занятия, или специальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребенок получает то, что не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех других форм двигательной активности ребенка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых не обусловлена. Для того, чтобы гимнастика доставляла радость детям, необходимо соблюдение следующих условий: упражнения должны быть доступными, то есть соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка. Для детей, имеющих психомоторные нарушения или страдающих какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим выполнения движений часто становится основным элементом лечения, наиболее эффективным средством реабилитации, однако в этом случае необходимо посоветоваться с педиатром и строго следовать его рекомендациям. Существуют противопоказания для проведения массажа и гимнастики. Это: острые лихорадочные состояния, тяжелые формы гипотрофии, гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей. При заболеваниях, сопровождаемых ломкостью костей, при рахите в период разгара и остром течении болезни с явлениями гиперестезии, при острых артритах, туберкулезе, при врожденном пороке сердца, при различных формах геморрагического диатеза, при гемофилии, при острых нефритах, гепатитах, при больших пупочных, паховых и мошоночных грыжах. Для проведения массажа и гимнастики надо соблюдать следующие условия:
1. Ребенок должен иметь достаточно места, чтобы двигаться.
2. Занятия должны проводиться на любой твердой поверхности, хорошо освещенной, вдали от сквозняков и отопительных приборов.
3. Комната должна быть хорошо проветрена.
4. Одежда должны быть удобной и легкой, не стесняющей движений и оставляющей руки открытыми до локтей.
Помните, массаж и гимнастика для ребенка не только лечебно-оздоровительная процедура, но и удовольствие. Помните, ваше настроение передается малышу. Пусть ежедневные занятия будут радостью для вас обоих.
Укрепление мышц живота
- Футбол в воздухе – лежа на спине, подтягиваем колени к груди, бьем то правой, то левой ногой по воображаемому мячу.
- Велосипед – лежа на спине делаем «велосипед» ногами.
- Воздушная лестница – лежа на спине поднимаем ноги снизу вверх, перебирая ими, как будто поднимаемся по лестнице, затем спускаемся.
Укрепление мышц спины
- Гребля – сидя на коврике, складываем ноги по-турецки, начинаем грести руками вперед и назад по очереди. Не забываем следить за осанкой.
- Ветряная мельница – стоя, слегка расставив ноги, описываем руками круги в воздухе, постепенно убыстряя движения.
- Котенок – встаем на четвереньки, плечи опускаем как можно ближе к полу и так продвигаемся, прогнув спину.
- Самолет – ноги вместе, руки разводим в стороны на высоту плеч, наклоняемся вперед и поворачиваемся вправо и влево. «Крылья» наклонять в сторону поворота.
Ходьба
- Походка карлика – походить на корточках.
- Походка великана – встать на цыпочки, поднять руки вверх, вытянуться как можно выше и идти вперед.
- Лошадка – высоко поднимая колено вверх, делаем шаг вперед все время одной ногой, вторую приставляем. Потом повторяем то же самое с другой ноги.
- Походка аиста – сгибаем ногу в колене, вытягиваем ее вперед и затем ставим на пол. Руки в стороны, подбородок поднят. Потом повторяем то же самое с другой ноги.
Прыжки
- Прыжки воробья – прыгаем одновременно на двух ногах, расставив руки в стороны как крылья.
- Прыжки лягушки – присесть на корточки, подпрыгнуть и снова приземлиться на корточки.