Он боролся против сборной России и помогал российским клубам. Родился, вырос в Венгрии, но стал двигателем немецкой волейбольной машины. Выиграл главные трофеи мира, выступая в Суперлиге, однако не играл за «Зенит-Казань».
34-летний немецкий мадьяр Георг Грозер (можно просто Жора) вместе с петербургским «Зенитом» движется в плей-офф чемпионата России и Лиги чемпионов, но это будет после Нового года. Сейчас сине-бело-голубые озабочены «Финалом четырех» Кубка России. Он пройдет в Казани 14–15 декабря. В полуфинале великаны Александра Климкина попытаются высказать новоуренгойскому «Факелу» то, что осталось на сердце после проигранного тай-брейка недавнего матча в Суперлиге. Если реванш с ямальцами пройдет успешно (для питерцев), «Зенит» сразится в финале за первый трофей в своей истории.
У Георга Грозера медалей больше, чем татуировок, но есть свободные места и для первого, и для второго. Грозер записывает на теле историю своей жизни, а она у него связана со спортом. Огромный дракон — в память о сезоне в «Шанхай Голден Эйдж». Корейские слова («любовь», «уважение» и т. д.) — после выступлений за «Самсунг». Девятка — счастливый семейный номер, перешедший от отца, тоже волейболиста и тоже Георга Грозера. Карты в память о мальчишнике в Лас-Вегасе — там Грозер в волейбол не играл. Профессионально, по крайней мере.
Если «Зенит» возьмет титул, появится новая татуировка, но набить ее проще, чем выбить из розыгрыша «Зенит-Казань», «Локомотив» или «Факел».
Иногда Дивиш — мой переводчик
— Чувствуете себя в Петербурге как дома?
— Мне здесь очень комфортно. Тренер и команда отлично меня приняли. Петербург — европейский, интернациональный город. Он огромный! И очень красивый. Здесь можно найти все, что нужно.
Вообще, я пять лет провел в России и вполне здесь освоился. Белгород, конечно, поменьше Петербурга, но это исключительно спортивный город. «Белогорье» — потрясающая команда, в которой я нашел много друзей. Новосибирск? Там я недолго пробыл и не успел толком с ним познакомиться. И еще — дико холодно! (Смеется.)
— Вы такой человек, который везде чувствует себя уютно.
— Да, и я думаю, что это хорошо для карьеры. Легче сосредоточиться на работе. Конечно, Будапешт — моя родина. Люблю этот прекрасный город с богатейшей историей. Венгрия в моей крови. Мои дети обожают бывать там. С детьми мы говорим по-немецки, потому что они растут в Германии, но с остальной семьей — по-венгерски. Это мой родной язык.
— А русский язык?
— (Улыбается.) Ну да, после пяти лет жизни я мог выучить и русский. Но думаю, английского, немецкого и венгерского хватит для начала. Сейчас в России становится много людей, знающих английский язык, так что нет особых проблем в общении.
В раздевалке я общаюсь с ребятами по-английски. Если что-то непонятно, мне объясняют. Лукаш Дивиш великолепно говорит по-русски и по-английски.
— Дивиш — ваш переводчик?
— Иногда. Я не хочу загружать его лишней работой. Поэтому не бегаю за ним каждый раз, когда нужно перевести непонятное слово. Хотя он мне действительно помогает в плане языка. Еще Сивожелез и Волков. Тоже отлично говорят по-английски. Не припомню таких ситуаций, чтобы моя команда проиграла очко из-за языкового барьера. Вроде бы такого не случалось. Волейбольные слова простые, и в любом случае нам нужно переговариваться очень быстро во время игры. Есть основные термины, которые каждый понимает.
Для русских семья — самое главное
— Говорят, венгерский язык очень сложный. Как и русский.
— Языки вообще нелегко осваивать! Я слышал, что итальянский выучить просто, а с остальными надо потрудиться. Но венгерский язык необычен, это правда. Волков меня называет инопланетянином, когда я на нем говорю. Правда! Он так и сказал в раздевалке.
— У России сейчас сложная ситуация в международной политике. Ваши родные не переживают за вас?
— По-моему, везде есть проблемы в политике! Россия, США, Германия, Венгрия… Я стараюсь отстраниться от этого и выполнять свою работу. Иногда в новостях говорят больше, чем есть на самом деле. Когда ты приезжаешь в страну, ты часто видишь, что жизнь не совсем такая, как рассказывают в прессе.
Я стараюсь жить полной жизнью. У нас в Венгрии не так много людей, побывавших в России. По крайней мере, по моим впечатлениям. Если мне задают вопросы о русских людях, я рассказываю о русском характере. Мне кажется, русские, прежде всего, очень семейные люди. Семья и родственные отношения крайне важны для них. У нас в Венгрии примерно так же.
Может быть, русские на первый взгляд кажутся холодными, отстраненными — но у них огромное сердце.
— Спасибо!
— Я говорю то, что думаю. Как я вижу.
— Помните первые впечатления в Белгороде?
— Я очень переживал со спортивной точки зрения. Предстояло играть в одной команде с суперзвездами. С олимпийскими чемпионами! Мусэрский, Тетюхин, Хтей, Ильиных... Позже я очень подружился с ними. Я узнал, что первый год — определяющий. Если ты хорошо отыграл в России первый сезон, то у тебя отличные шансы задержаться.
— А Геннадий Шипулин? Неординарная личность.
— Знаю, что он очень сильный бизнесмен и строгий наставник. Лично у меня с ним не было ни единой проблемы. Он доверял мне. Мы прекрасно общались. В Новосибирске — вот там были проблемы. Не люблю говорить об этом. Я пришел в «Локомотив» с огромными, радостными ожиданиями. Поиграв в Южной Корее, я хотел совершить камбэк. Вернуться в Лигу чемпионов. Мы не сошлись во мнениях с тренером (наставник «Локо» — болгарин Пламен Константинов. — «Спорт День за Днем»). Не хочу углубляться в то, что произошло. Скажу, что клуб сделал все от него зависящее.
Устроил свою Олимпиаду. Проиграл
— Когда ведущий с залом скандируют: «Эйс! Эйс!» — это помогает при подаче?
— Да, это мотивирует. Чувствуется, что зал за тебя. Жаль, что не всегда получается. Все-таки я не машина. В том же матче с «Белогорьем» я зачастую подавал просто ужасно. Ненавижу проигрывать. Во всем. Даже в играх с друзьями.
— А у вас с друзьями серьезные «зарубы»?
— Еще как! Иногда мы устраиваем двухдневные мини-Олимпийские игры! У нас есть регламент. 15 дисциплин. Картинг, мини-гольф, карточные игры, стрельба, баскетбол, футбол, настольный теннис, настольные игры, такие как «Уно»… У нас есть чемпионский кубок. Он переходит к победителю. Правда, наши Олимпиады нерегулярные. Не так просто собрать всех друзей. Многие из них волейболисты, поэтому играют в разных странах. Кто в Польше, кто в Италии, я в России. Последний раз кубок разыгрывали два года назад.
— И вы…
— (С чувством.) Не выиграл. Пятое место занял. Из двенадцати. Середняк, да. Очень разозлился. Я еще ни разу наш кубок не выигрывал.
— А мы уже хотели вас олимпийским чемпионом назвать.
— Ну, я работаю над этим. Еще одна цель в спорте. И я не оставлю попыток!
Злюсь, но не на тебя
— Перед нынешним сезоном вы предпочли петербургский «Зенит», хотя имели другие соблазнительные варианты.
— У меня были отличные предложения из Бразилии. Кроме того, обсуждался вариант остаться в «Белогорье». Для меня это безумно сложный выбор. Я обожаю Белгород. Столько хороших воспоминаний связано с ним.
Но когда я убедился в интересе «Зенита», отсек другие варианты. В прошлом сезоне я видел, как эмоционально и слаженно играют петербуржцы. «Зенит» напомнил мне «Белогорье» своим потенциалом.
Мне 34 года. Может быть, у меня последняя возможность выиграть большие титулы. Надо ее использовать. Не знаю, когда закончу карьеру. Надеюсь, лет пять у меня еще есть, но не факт, что на высочайшем уровне российского чемпионата. Пока клуб в меня верит, буду делать все возможное.
— Многие хотят попасть в «Зенит».
— А чего еще хотеть? Прекрасный город, отличные команда и клуб, а болельщики… (вздыхает) То, что я видел на домашнем матче с «Белогорьем», было изумительно. В такой атмосфере хочется играть на максимуме. «СИБУР Арена» — самый красивый зал, который я видел в России.
— 46-летний Александр Климкин — довольно молодой наставник. Вам это не мешает?
— Я даже не знал, сколько ему лет. Не думал об этом! Выглядит он молодо. Все нормально. Он уважает мою работу, а я уважаю его. Думаю, он понимает мой стиль игры. Иногда я агрессивен на площадке, но никого не задеваю. Климкин — умный наставник. Знает, когда команде нужен отдых, а когда ее нужно мобилизовать. Он босс. Стараюсь делать так, чтобы босс был доволен в конце сезона.
— Вам приходится завершать очень много атак. Случаются ошибки. Что вы делаете, когда подача не летит и игра не идет?
— Я стараюсь направить свою агрессию в игровое русло. Подтолкнуть себя и команду. Иногда может показаться, что я злюсь на площадке и сержусь на партнеров. Я знаю, так бывает, но это ошибочное впечатление. Я злюсь на себя! Иногда специально говорю Сереже Антипкину и Паше Панкову, что это я не на твой пас сержусь. На себя. Обидно, что я принял неверное решение.
— Вы довольны своим нынешним процентом атак?
— Никогда не доволен. Если у меня 60% успешных атак, все равно буду сидеть и думать, как улучшить.
— До ста процентов.
— Я хочу этого! Мне пришлось много работать в «доигровке», когда Ореол Камехо был травмирован. Если не добираю атакой, стараюсь добрать блоком. Пробую разные игровые схемы, чтобы помочь команде.
Личное дело
Георг Грозер, 34 года
Родился в Будапеште 27 ноября 1984 года. Воспитанник венгерского волейбола, играл за местные «Дунафер» и «Капошвар».
В 2002-м переехал в Германию и спустя пять лет начал выступать за «бундестим». В составе сборной Германии завоевал бронзу ЧМ-2014 и серебро Евро-2017. В финале чемпионата Европы немцы проиграли сборной России 2:3, причем Грозер набрал 27 очков — самый результативный игрок матча.
Выступал за немецкие «Моэрзер» (2002–20008) и «Фридрихсхафен» (2008–2010), польскую «Ресовию» (2010–2012), «Аль-Джаиш» и «Аль-Араби» из ОАЭ (2015, 2017), южнокорейский «Самсунг Блю Фэнгз» (2015–2016), китайский «Шанхай Голден Эйдж» (2016–2017). Чемпион Польши и Германии.
Значительную часть карьеры провел в белгородском «Белогорье» (2012–2016, 2018). Завоевал со «львами» российский трилистник — чемпионство, Кубок и Суперкубок страны, а также стал победителем Лиги чемпионов — 2013/14 и клубного чемпионата мира — 2014.
С 2018 года играет за петербургский «Зенит». В данный момент — лучший бомбардир регулярного чемпионата Суперлиги — 2018/19. На счету Георга 164 очка в восьми матчах: 120 с доигровки, 28 на подаче плюс 16 успешных блоков. 47% эффективности атак.