Переход восьмилетней давности Владимира Быстрова из «Зенита» в «Спартак» почти совпал со вступлением Сергея Шавло в должность генерального директора — он им стал в сентябре 2005 года. Бывший руководитель красно-белых сомневается, что Быстров может стать спартаковцем во второй раз, и вспоминает о сложностях, которые возникали в работе с полузащитником.
Болельщиков не спрогнозируешь
— Трудно представить, что после ухода в «Анжи» Денисова питерский клуб согласится продать в «Спартак» Быстрова, — считает Сергей Дмитриевич. — Сколько можно конкурентов усиливать! Да и стоит он столько, что мы бы наверняка не согласились. Тем более президент клуба уже сказал, что возвращение Быстрова невозможно.
— Насколько это объясняется негодованием болельщиков, которое наверняка имело бы место, надень Владимир снова красно-белую футболку?
— Вряд ли можно легко спрогнозировать поведение болельщиков. Но сомневаюсь, что поклонники «Спартака» стали бы устраивать ему обструкцию. Возможно, первое время посвистели бы, но и все, пожалуй. Ведь Быстров многое сделал для «Спартака», провел в его составе достаточно классных матчей, забивал важные голы. Думаю, он заслужил уважительное отношение.
— Вас удивляет, что он редко играл в последнее время за «Зенит»?
— В какой-то степени — да. Понятно, что на игровом времени Быстрова сказывается покупка Халка — бразилец тоже действует на правом фланге. Но и у Володи достаточно сильных качеств. За счет высокой скорости он всегда добавляет остроты атаке, а с годами стал еще и разнообразнее.
Быстров и холопы
— Как проходила адаптация Быстрова в «Спартаке»?
— В футбольном плане проблем не возникло. А вот в бытовом Владимир, конечно, был не сахар. Амбиции из него тогда лезли через край — то и дело высказывал недовольство. Одно ему не нравится, другое. Делал ставки на матчи, по ночам сидел за компьютером, отслеживал, как эти матчи закончились. Серьезных нарушений режима у него не случалось — например, в клубах и дискотеках Быстров не пропадал. Но и то, что было, мешало нормальной подготовке. Впрочем, все это происходило по молодости. Сейчас у него подросли дети, он приобрел большой опыт, и все это наверняка в прошлом.
— Доводилось слышать, что Владимир мог возмутиться отсутствием красных яблок в столовой, так как ему не хотелось зеленых.
— Такое было. Но уверен, сейчас он подобным образом не реагирует и вообще относится к этому по-другому. Понимает, что цвет яблок или наличие икры — не самое главное в футболе. Важнее то, как ты готовишься и играешь. Предыдущие поколения играли вообще без деликатесов, но добивались успеха.
— Бывший наставник «Зенита» Властимил Петржела, вспоминая его доспартаковский период, сетовал на хамское поведение Быстрова с работниками базы — по словам Петржелы, футболист разговаривал с ними, как с холопами. Для спартаковской части карьеры Быстрова это было актуально?
— Подобные вещи случались, но сейчас это уже неактуально. Тогда Владимиру было чуть за 20 — в таком возрасте люди часто не сдерживаются. Но сегодня-то ему уже 29! Наверняка ко всему стал относиться спокойнее. Допускаю, что это не так, но все-таки надеюсь, что Быстров стал другим.
Почему всегда на виду
— За четыре года он поработал под руководством пяти тренеров. Кто из них ценил Быстрова больше других?
— Ему все доверяли достаточно, при каждом у Быстрова хватало хороших отрезков. А вот в развитии качеств особенно ему помогли, на мой взгляд, Старков и Федотов. Придя в «Спартак», Володя быстро уставал после скоростных рывков, не умел распределять силы на весь матч. Александр Старков уделял большое внимание физическим кондициям Быстрова, чтобы изматывать защитников он мог от первой до последней минуты. Еще Александр Петрович призывал его действовать разнообразнее — ведь на момент прихода в «Спартак» игра Владимира сводилась в основном к проходу по флангу и навесу или прострелу. Здесь он стал чаще смещаться в центр, атаковать и комбинировать оттуда. Большое внимание этому, а также техническому арсеналу уделял и Федотов. Владимир Григорьевич много работал с Володей над пасом, требовал чаще менять позицию, по ситуации выходить к штрафной с разных сторон. Черчесов продолжил развивать у него эти качества. Впрочем, заметен Быстров был в любом случае всегда. Скорость ведь постоянно при нем. А такие футболисты постоянно на виду.
— Скоро минует четыре года с его возвращения в «Зенит». За это время его игра изменилась, стала ли в чем-то сильнее?
— Со стороны об этом трудно судить. Но в матчах и за «Зенит», и за сборную Быстров свои лучшие качества проявляет всегда. По моему мнению, это очевидно. Не знаю, почему он в «Зените» редко играет, но надо ведь учитывать, что за сумасшедшие деньги куплен Халк, потому бразилец должен выходить на поле. Вот Быстров и пострадал.
— Кроме «Зенита» и «Спартака» какие из ведущих клубов он мог бы усилить?
— Это зависит ведь и от тактики команд, каких игроков и где они используют. Но, например, в ЦСКА Быстров мог бы найти себя — ярко выраженного крайнего хавбека, к тому же с такой скоростью, там нет. Да и забивает Володя прилично для своего амплуа. Думаю, в любую ведущую команду он бы вписался удачно.