Болельщики «Зенита» уже смирились со «стройкой века» на Крестовском острове, как получили новый удар под дых. Телеканал 100ТВ прекратил прямые трансляции матчей питерского клуба. Старый контракт с «Лигой-ТВ» (именно эта организация теперь торгует матчами премьер-лиги) закончился, а новый предлагают на худших условиях. Только в записи. Ничего личного — это бизнес. За все надо платить.
Теперь очередь дошла и до футбола, вызвав бурю возмущения в Петербурге. По злободневной теме, кажется, высказались все: артисты, бывшие футболисты «Зенита»... Кроме одного, пожалуй самого главного, человека — гендиректора «Лиги-ТВ» Ильи Геркуса. Корреспондент «Спорта» дозвонился до него и узнал, почему надо платить за российскую премьер-лигу.
Сублицензий нет ни у кого
— Питер в шоке! «Зенит» покинул общедоступное телевидение. Действительно 100ТВ не будет больше впрямую показывать матчи питерского клуба?
— Со второго круга не должен, — спокойно начал Геркус. — Я только переформулирую вопрос: «Зенит» остается на общедоступном телевидении, на канале «Наш Футбол». На 100ТВ его не будет.
— А в записи?
— Мы предложение сделали, теперь все зависит от позиции питерского канала. Если оно им интересно, то 100ТВ может продолжить с нами договорные отношения.
— Руководитель спортивного вещания 100ТВ Артем Татаринов заявил, что еще идут переговоры и вопрос до конца не решен.
— Я не знаю, с кем он ведет переговоры! Со мной он их не ведет (смеется).
— Отключение местных телекомпаний от показа матчей чемпионата России происходит по всей стране или исключение сделано только для Петербурга?
— Сейчас легально никто не может показывать игры напрямую. Сублицензий нет ни у кого. В прямом эфире чемпионат России будет транслировать только НТВ.
— «Лигу-ТВ» устраивала сумма, которую платил 100ТВ?
— Объясняю. Вы можете продать сублицензию и получить фиксированную сумму сразу за весь год или какими-то частями. Но есть и другой вариант. Вы развиваете базу платных абонентов, которые будут приносить вам доход на длительном промежутке времени. Если человек захочет подписаться на платный канал, то велика вероятность, что он останется на нем надолго, на год-два. Все зависит от вашей работы. Сейчас мы наращиваем эту базу. Нам нужны подписчики. Они будут приносить деньги, за счет которых наши клубы будут существовать. Это хорошо.
— Вы думаете, что деньги абонентов станут серьезным подспорьем для клубных бюджетов?
— Тогда назовите мне какую-нибудь другую футбольную страну, где клубы финансируются по-другому.
— Россия — своеобразная страна. Ее нельзя слепо сравнивать с европейскими странами...
— В какой отрасли она своеобразна? У нас что, рынок устроен по-другому?
— Хорошо, вот конкретный пример. В России силен административный ресурс. В 2007 году президент страны Владимир Путин вмешался, и чемпионат страны остался на общедоступном телевидении. Вы не допускаете, что эта история может повториться?
— Давайте не будем вступать в политический диспут. Мы обсуждаем коммерческую ситуацию. Я не вижу ни одного аргумента, помимо упомянутого возможного давления, чтобы спортивное телевидение не развивалось по законам рынка.
— Как же в хоккее мирно уживаются КХЛ-ТВ и трансляции игр на местных каналах?
— КХЛ-ТВ развивается по другой модели — они сделали ставку на максимальное распространение своего продукта. Они готовы годами выращивать своего лояльного зрителя. Перед нами клубы премьер-лиги поставили другую задачу — сформировать рынок платного телевидения. Причем уже сейчас. Всегда настанет момент, когда надо сказать: ну все, ребята, пора. Со своей стороны мы убедились, что есть техническая возможность подключить большинство населения Петербурга к каналу «Наш Футбол».
Мы не требуем денег
— Недавно представители премьер-лиги выразили недовольство качеством показа матчей. Согласитесь, что это не самая лучшая реклама для вашего продукта.
— Соглашусь с вами, но это не означает ровным счетом ничего. У нас во многих отраслях телевидения картинка не мирового уровня. Сериалы отстают, и новости бывают похуже, чем у BBC и CNN, но у потребителей это не вызывает какого-то отторжения.
— Может, потому что за их просмотр не требуют денег?
— Не требуют денег... Правда. Но мы не требуем деньги, а предлагаем заплатить социально приемлемую цену. Все-таки 150 рублей в месяц...
— А почему все время называют эту сумму? Я, как абонент кабельного ТВ, знаю, что надо платить 400 рублей: 250 — за базовый и 150 — за «Наш Футбол». Отдельно «Наш Футбол» никто не подключает.
— Но все-таки за «Наш Футбол» вы платите 150 рублей, а разница идет не нам, а компании, предоставляющей кабельное телевидение. Вы же за 250 рублей смотрите что-то другое. К тому же у разных операторов разные условия. У кого-то вы можете подключить «Наш Футбол» без базового пакета.
— Хорошо, я подключу «Наш футбол». Матчи премьер-лиги идут только по выходным. Что мне смотреть в остальные дни? Бесконечные повторы игр?
— Отличный вопрос. Мы сейчас активно обсуждаем с нашими клубами и партнерами с «НТВ-Плюс», что будем показывать в будние дни нашим любимым абонентам. Собираемся показывать передачи о жизни всех команд премьер-лиги, интегрировать в канал «Наш Футбол» клубное телевидение. Зимой совершенно точно будем показывать товарищеские матчи участников премьер-лиги. В январе-феврале появятся новые программы.
— Зачем раскидывать матчи тура по времени? В Европе так не делают, за исключением Испании.
— Мы хотим, чтобы все матчи показывали в прямом эфире на канале «Наш Футбол» и не было игр в записи. В Европе есть разные концепции. Английская премьер-лига вообще не показывает 40% матчей. Их вы не увидите нигде: ни за деньги, ни бесплатно. Только если вы придете на стадион. В ряде стран показывают матчи одновременно, что тоже не совсем удобно. Вместо одного канала продается пакет каналов, где игры транслируются параллельно. Хочу отметить один момент. Платное телевидение в Европе все-таки превалирует, и цены принципиально выше наших 150 рублей.
Наш футбол невозможно смотреть? Это штамп!
— Вернемся к ситуации со 100ТВ. Какую сумму должен предложить питерский канал, чтобы на нем продолжились прямые трансляции игр «Зенита»? Или тут уже дело принципа?
— Мы хотим наращивать абонентскую базу. При этом, конечно, есть какая-то цена, которая заставит нас отложить реализацию этой модели. Но если 100ТВ купит наш продукт, то и сам должен зарабатывать за счет рекламы. Размеры питерского рынка рекламы не безграничны, поэтому суммы, которыми оперирует канал, мы прекрасно представляем.
— В этом сезоне сильно выросла абонентская база канала «Наш футбол»?
— За три месяца она выросла больше чем в три раза. Правда, она немного ниже, чем мы ожидали, но динамика нас устраивает.
— Многие считают, что российский футбол невозможно смотреть. А платить за него — это вообще нонсенс.
— Это штамп, который уже несколько лет формируется журналистами. Непонятно только — зачем? Наш чемпионат покупает одна крупная английская компания. Да, у нас есть проблемы с болельщиками, полями, стадионами, но при этом у нас играет большое количество качественных легионеров. А теперь давайте заглянем в будущее. Вы же понимаете, что чемпионат мира так или иначе пройдет в России. Значит, будут построены новые стадионы.
— Можно сделать технически, чтобы человек покупал только интересующие его матчи?
— Пока нет. Чтобы оказывать такую услугу, надо иметь серьезную базу из нескольких миллионов абонентов.
— Почему трансляция на сайте «НТВ-Плюс» стоит 55 рублей?
— Эту цену определяет телекомпания «НТВ-Плюс». Мне кажется, что она невысока. За 55 рублей вы мало что сможете купить.
— Вы, наверное, рассчитываете, что к вам теперь хлынут абоненты из Петербурга?
— Мы ожидаем роста подключений у всех наших партнеров. Если этого не будет, значит, мы ошиблись и то, что я говорил, неправильно.
— Вернетесь тогда к прежней схеме продажи матчей премьер-лиги?
— Все возможно. Но если люди не готовы платить, тогда непонятен смысл существования профессиональных клубов. Правда, с другой стороны, на стадионы ведь люди ходят. Насколько я знаю, существуют 100 тысяч уникальных посетителей «Петровского». Может, какая-то их часть подключится к каналу «Наш Футбол».
— Вас не смущает, что сейчас вы главный враг Питера?
— Слушайте, это хорошее мнение! (Смеется.) Наверное, очень здорово персонифицировать какие-то проблемы. Я готов быть публичным лицом, которое комментирует не всегда популярные решения. Мне кажется, что мы выбрали правильный путь, от которого выиграют все клубы. В том числе и «Зенит». У него огромное количество болельщиков, значит, подписчиков должно быть много. Если за зиму подключится миллион человек, будет здорово. Давайте я вам лучше приведу пример. В Великобритании на канал Sky подписано 10 млн семей. Это примерно 25 млн человек. Из них 90% подписаны на футбольные каналы. Если «Наш Футбол» станет таким же популярным, то наша лига будет самой сильной в Европе.