Дени Гайсумов, наверное, самый странный гендиректор в первом дивизионе. Говорит мало, тихо, но работает, если верить его словам, много. Карьеру игрока Гайсумов завершил в прошлом году, когда ему было 37. Мы побеседовали накануне матча «Терека» с «Кубанью» в Краснодаре, состоявшегося на прошлой неделе.
Заканчивал с футболом еще в 2000-м
– Как «Терек» умудрился выбыть из розыгрыша Кубка России? Вроде опытная команда, закаленная в кубковых баталиях (в 1/16 финала Кубка России «Терек» уступил по сумме двух матчей ФК «Москва» – 4:1 и 0:4. – «Спорт»).
– Не знаю. Вроде бы хорошо провели первый матч, а во втором допустили нелепые ошибки. Растерялись. Надо было, считаю, посмелее в Москве действовать.
– Кубковые амбиции у «Терека» были?
– Конечно. Мы рассчитывали побороться за Кубок. В чемпионате-то задач не осталось. И для меня крупное поражение от «Москвы» – неожиданность.
– «Тереку» уже удавалось брать Кубок России (это было в 2004 году. – «Спорт»). Если говорить объективно, у нынешней команды был шанс повторить тот успех?
– Шанс есть всегда. Если бы прошли сейчас в следующую стадию… Помню, когда мы выигрывали Кубок, то не делили соперников на сильных и слабых. Готовились ко всем одинаково. Была ли та команда сильнее этой? Не знаю. Времена меняются.
– Одно отличие я знаю – в той команде играл Дени Гайсумов. Как пришла идея закончить с футболом?
– Я ведь и в 2000 году с футболом заканчивал. Но Хайдар Алханов (министр спорта Чеченской республики и вице-президент «Терека». – «Спорт») попросил вернуться. Он возрождал команду, хотел собрать бывших игроков. Я тогда решил: надо заканчивать там, где начинал.
– А чем на «гражданке» занимались?
– Ну, сейчас это неважно. Чем-то занимался… С футболом это никак не было связано. Я тогда даже газет спортивных не читал. Раз в неделю на воротах стоял…
– Но вернулись так, как будто не уходили. Почему снова решили уйти?
– Всему свое время. Когда-то надо заканчивать.
– Проводы какие-то вам устроили?
– Нет.
– Почему?
– Не знаю (улыбается). Есть задумка в этом году собрать ребят, игравших за «Терек» в 2004-м, и сыграть с этой командой (Дени кивнул в сторону поля, где разминались игроки «Терека».– «Спорт»). Но не знаю, получится ли.
Директором утвердил Кадыров
– После ухода из футбола не «ломает»?
– Да нет. Нормально себя чувствую. Проблем других хватает. Раз надо, значит надо…
– Но ведь режим, наверное, поменялся.
– Поменялся, конечно. Но я особо не заметил. Как тогда был на ногах, так и сейчас.
– Генеральным директором «Терека» как стали?
– Президент клуба Рамзан Кадыров утвердил. С подачи Хайдара Алханова это случилось…
– Ну и как? Много работы?
– Очень много! (Смеется.) Раньше какие проблемы были: пришел на тренировку, отбегал – и ни о чем не думай. А сейчас…
– Чем в основном приходится заниматься?
– Организационно-хозяйственными вопросами.
– Какие в этом году были планы у «Терека»?
– Планы? Вернуться в премьер-лигу. Но с первой попытки сделать это непросто.
– Почему «Терек» не задержался в премьер-лиге?
– Команда неплохая была. По игре мы редко кому уступали. Наверное, были причины.
– Говорили, слишком возрастные у «Терека» были игроки, уткнулись, мол, в свой «потолок»…
– Как понять «потолок»? Если человек играет, зачем ему в паспорт заглядывать? Я тоже когда играл, все спрашивали: «Когда же Гайсумов закончит?» Так только в России принято.
Было видно, что у Тарханова не получается
– Почему Александру Тарханову не дали доработать этот сезон?
– Перед ним была поставлена задача вывести команду в премьер-лигу. Нужно было бороться. А Тарханов стал говорить, что команда молодая, игроки неопытные…
– Но ведь отрыв от лидеров был невелик, когда он уволился.
– Невелик. Но было видно, что у Тарханова не получается. Некоторые игроки, от услуг которых он отказался, могли бы «Тереку» помочь.
– А Виталий Шевченко почему ушел?
– Он тоже посчитал, что «Тереку» рано в премьер-лигу. Стал объяснять свое видение футбола… Но сейчас другие времена. Тренер не должен жить прошлыми заслугами.
– Шевченко говорил, что в «Тереке» работать невозможно, потому что игрокам не платят зарплату.
– Почему невозможно? Возможно (смеется). Все возможно…
– Тренерская чехарда еще никому не шла на пользу.
– Согласен. Беда в том, что у нас каждый тренер подбирал игроков «под себя». А от хороших отказывался.
– Кто вернул в «Терек» Воита Талгаева?
– Он в прошлом году попросил дать ему отдых. До конца этого сезона не хотел принимать «Терек». Команду должен был тренировать я. Но когда Алханов доложил о ситуации президенту клуба Рамзану Кадырову, тот распорядился: немедленно вернуть Талгаева. В этом году Воит Абдул-Хамидович должен присмотреться, оценить обстановку, а в следующем вывести «Терек» в премьер-лигу.
– Пауза может пойти Талгаеву на пользу?
– Обязательно. Посмотрите на Газзаева – он после «отпуска» в ЦСКА стал другим человеком.
– А у вас есть желание поработать тренером?
– Я в 2004-м закончил Высшую школу тренеров. На всякий случай. Если судьба предоставит шанс, может, попробую.
Через три года вернемся в Грозный
– В Чечне сейчас можно развивать футбол?
– Конечно. Антитеррористическая операция давно окончилась. Не вижу никаких препятствий. Рамзан Кадыров ведет большую работу по развитию республики. Мы все молимся на него. Я часто езжу по Кавказу, и могу сказать, что Чечня сейчас – самый спокойный регион.
– Стадион, слышал, в Грозном собираются построить?
– В 2009 году. У нас ведь и в годы войны в футбол не прекращали играть. А после того как мы Кубок выиграли, в республике начался футбольный бум. Детская футбольная школа работает. Уже есть первые «ласточки» – шесть ребят 1988 года рождения привлекаем к тренировкам.
– Каким вы видите «Терек» своей мечты?
– В любой команде должны играть свои воспитанники. Футболист со стороны – он приехал и уехал. Я тоже таким был. А местные все на своих плечах тянут, они больше переживают за команду, чувствуют повышенную ответственность. Надеюсь, через три года будем выступать перед зрителями в Грозном. Последний раз ведь «Терек» играл дома в 1994-м, еще во второй лиге. Сейчас болельщики приезжают на матчи в Пятигорск. Но дома играть, сами понимаете, – другое дело.
Краснодар - Санкт-Петербург