(Фото: РИА «Новости»)
Главной болевой точкой сборной России на чемпионате мира признана атака. О проблемах с ней убедительно говорят цифры — всего трое нападающих в заявке, что уже удивило и насторожило некоторых специалистов. Причем одного из номинальных форвардов, Максима Канунникова, главный тренер использовал в полузащите. Что в итоге? Два гола, скудное количество голевых моментов и отсутствие разнообразия у чужой штрафной, даже когда грозной тучей нависла перспектива вылета…
До старта отборочного турнира Евро-2016 ровно два месяца, а чем, кем и как усиливать атаку, Фабио Капелло не рассказал даже испанскому радио, которому в отличие от российских СМИ снизошел до интервью. Две ничьи и поражение в трех матчах на чемпионате мира итальянец в числе прочего обосновал отсутствием в составе его команды игроков из ведущих чемпионатов: уровень российской премьер-лиги, ее скорости не способствуют тому, чтобы конкурировать с лучшими командами мира. Но сколько бы Дон Фабио не жаловался на объективный уровень нашего первенства, в ближайшее время оно не встанет вровень с бундеслигой или примерой. И половина сборной разом не заиграет в условных «Бавариях» и «Реалах».
Тему натурализации тоже пока предлагаю оставить в стороне. Во-первых, никто из футбольных руководителей еще не объявлял, что от разговоров о футбольной русификации бразильцев с прочими иностранцами решено перейти к делу. И даже будь это решение принято, от условного Вандерсона надо еще получить согласие. А заодно и заверение, что сборная России ему будет интересна не только до того момента, пока он не перейдет из «Краснодара», например, в турецкий или португальский клуб.
Задаваться вопросом «Кто виноват?» бессмысленно. А вот от еще одного извечного — «что делать?» — никуда не деться.
Тема отказа от Артема Дзюбы набила оскомину, поэтому к ней стоит подойти по-другому. Более широко. Сколько бы Капелло ни говорил об отсутствии ошибок, он слишком хорошо разбирается в футболе, чтобы не понять очевидных вещей. А они таковы, что эффективность и разнообразие атакующих действий до требуемого уровня не дотягивали. Будь у Фабио в колоде нападающий с фактурой Дзюбы (пусть и не он сам), эффективность хотя бы на некоторых отрезках игры можно было повысить. Наличие разноплановых форвардов сделало бы игру его команды менее предсказуемой.
Главная интрига в раздумьях Капелло — сделать ли «столба» обязательной фигурой в своих тактических построениях или исходить исключительно от текущей формы кандидатов. Не деля их на «больших» и «маленьких», «быстрых» и «тяжелых», «техничных» и «пробивных». В пользу первого варианта говорят успешный дебют в сборной Канунникова, возвращение в топ-клуб Дзюбы и ожидаемое возрождение Бухарова. Экс-зенитовцу в «Ростове» предоставят все для того, чтобы он доказал: его регулярные голы на любой вкус не «рубиновое» прошлое, а настоящее и будущее.
За второй вариант говорит прагматичность Капелло. Стойкую приверженность своим схемам он пронес через всю карьеру. Для него всегда было удобнее поменять деталь (читай игрока), чем по-другому настроить работу двигателя (сместить акценты в игре команды). Впрочем, этот подход эффективно работал в клубах калибра «Милана» и «Реала», где Фабио мог собрать мини-сборную мира. В сборной России выбор беднее. Но чтобы подумать о глобальных изменениях, Капелло нужно было дождаться теста на эффективность привычных методов в новых условиях. Что-то подсказывает — бразильский тест для Дона Фабио оказался информативен.