20 августа в раунде плей-офф Лиги чемпионов «Зенит» встретится в Льеже со «Стандардом». На заре 80-х этот клуб завоевал Кубок кубков. В полуфинале этого турнира-1981/82 показательно обыграл очень тогда грозное тбилисское «Динамо», дважды взяв верх над грузинами со счетом 1:0. Показательными матчи вышли потому, что знаменитый наставник «Стандарда» Раймон Гуталс наглядно тогда продемонстрировал миру им же изобретенную офсайдную ловушку — прием и сегодня популярный. А в тех встречах Владимир Гуцаев с Рамазом Шенгелия попадались в нее раз за разом, а Нодар Ахалкаци не сумел ничего придумать в ответ. Но нынче — иные времена, дело бельгийца Марка Босмана, круто изменившее положение дел в европейском футболе, вывело бельгийские клубы из числа грандов. Именитые тренеры, не говоря уже об игроках, им сегодня не по карману. Главное — выжить экономически. Чем-то иным появление израильского наставника Гая Лузона у руля «Стандарда» объяснить сложно.
Не так давно «Зенит» уже сталкивался с командой, ведомой специалистом с Земли обетованной. И между прочим, намучился в 2010 году Лучано Спаллетти с румынской «Унирей» Рони Леви. Так намучился, что потом приключился «Осер». Вообще израильским специалистам не привыкать работать в условиях хронической финансовой недостаточности, довольствуясь тем материалом, на который хватило средств. Тот же Леви с хайфским «Маккаби» в феврале 2007 года благополучно выбил из еврокубковых баталий ЦСКА Евгения Гинера — Валерия Газзаева, сделав себе имя.
Тренер дядиной милостью
Но у Леви и Лузона общего разве что гражданство. Рони Леви в Израиле считали лучшим футбольным наставником страны. А вот над Гаем Лузоном на родине подшучивали, подчас довольно едко, именуя тренером дядиной милостью. Что ж, это большая ответственность — пойти по стопам именитого родственника (или влезть в его епархию), вон и к Владимиру Газзаеву у нас повышенное внимание, не всегда доброжелательное. А Гай Лузон стал главным тренером израильской команды высшей лиги… в 26 лет. И поиграл-то сам недолго. За тот же «Маккаби» из Петах-Тиквы, который и возглавил. Всякое, как говорится, случается, но президентом и фактическим владельцем клуба был дядя молодого наставника Ави Лузон.
Племянник ничем особым на тренерском посту в «Маккаби» не отметился, а вот дядя со временем стал президентом израильской футбольной федерации. Гай выиграл с командой Кубок Тото — местный аналог Кубка лиги, турнир, не пользующийся популярностью в Израиле, мало что значащий трофей. Но это дало дяде Ави — президенту — возможность предоставить любимому племяннику пост главного тренера молодежной сборной страны. При поддержке такого всесильного и заботливого родственника перспектива возглавить национальную сборную замаячила перед Гаем Лузоном вполне реально. Для этого нужно было отобраться в финальную часть европейского молодежного первенства, но с этой задачей Лузон-младший не справился. Еще до «молодежки» он поработал с несколькими израильскими клубами средней руки, без особых амбиций, не добившись с ними заметных успехов. Единственное, чем Гай Лузон мог привлечь внимание менеджеров «Стандарда», — это умением изыскивать недорогих, но старательных и боевитых легионеров на Черном континенте. Дешево и достаточно эффективно, если не ставить перед командой высоких задач.
Критика со всех сторон
Самое любопытное, что переезд Лузона из Израиля в Бельгию сопровождался шквалом критики в его адрес, причем в обеих странах. На родине болельщики не могли простить ему провала молодежной сборной. В Бельгии местные поклонники «Стандарда», еще помнящие былые успехи клуба, требовали от руководства именитого наставника вместо никому не ведомого.
Лузон, которого израильские журналисты вышучивали еще с момента дебюта в качестве наставника, к критике привык. Он к ней глух. И возглавив «Стандард», одержал с ним 13 побед кряду, побив клубный рекорд, державшийся очень долго. Тут-то критики и приумолкли.
Тренерское кредо
Гай Лузон с первых дней тренерской деятельности заметно отличался от большинства своих израильских коллег. Тамошние наставники одеваются, выводя команду на игру, по принципу «жара все спишет». На их фоне высокий, стройный Лузон выглядел европейским денди, щеголяя при самых высоких температурах в элегантных костюмах и галстуках от кутюр. Вообще он улыбчив и, охотно раздавая интервью, старается расположить к себе собеседника. Но на бровке во время матча очень и очень темпераментен.
Многие израильские тренеры предпочитают, особенно встречаясь с соперниками, превосходящими их команды в рейтинге, предельно насытить оборону и играть вторым номером. Что, собственно, и запомнили болельщики «Зенита» по встречам команды Лучано Спаллетти с «Унирей» Рони Леви. Гай Лузон, игравший в обороне в ходе недолгой своей карьеры футболиста, став тренером, предпочитает действовать значительно агрессивнее. За чертову дюжину лет своих наставнических трудов он, разумеется, набрался опыта и заматерел. К авантюрам Гай давно не склонен. Его кредо — высокие скорости, отменная физическая готовность исполнителей, прессинг, начинающийся на половине поля соперника, и переход в атаку при малейшей возможности. Любопытно, что в гостях его «Стандард» выступает значительно лучше, чем дома. Думается, аналитик Андре Виллаш-Боаш не оставит без внимания это важное обстоятельство. Это ведь даже не тренд, это — статистика.
Между прочим, Гай Лузон не раз изъявлял желание поработать в России. Мотивируя это тем, что футбол у нас очень сильный, а чемпионат — топовый. Ему, разумеется, было бы очень интересно испытать себя. О деньгах, заметьте, ни слова. Если молодой да ранний оставит за бортом группового этапа Лиги чемпинонов сине-бело-голубых, его мечта вполне может осуществиться. Хотя, если судить по классу команд, фаворит, конечно, «Зенит». Только бы болельщики не подвели: в «Стандарде» Гая Лузона много темнокожих футболистов, в том числе и приведенных израильским наставником.