На публике многие тренеры (правда, не все, стоит заметить) с известной степенью регулярности сообщают об атакующих устремлениях своих команд, о тренировочной работе и тактических занятиях, в первую очередь направленных на закрепление навыков, связанных с действиями в атаке. Но это на публике, которая в основном только таких заявлений от руководителей своих любимых команд и ждет.
На деле же все без исключения тренеры не самоубийцы, их сложно заподозрить в желании как можно быстрее прекратить свою деятельность в том или ином клубе и в хроническом авантюризме (без проявлений авантюризма, впрочем, некоторые из них не обходятся, но «хроники» не наблюдается). Они стараются следовать принципам гармоничного футбола, в котором легко просматриваются как тщательная работа по строительству надежной обороны, так и разработки, направленные на преодоление обороны соперника. При необходимости крен легко смещается в сторону обороны.
В последнее время выражение «зрелищный футбол» старается вытеснить выражение «гармоничный футбол». Гармония на высоком уровне и есть гарантия классного зрелища. Игра, завершившаяся со счетом 0:0, может быть гораздо зрелищнее матча, в котором, скажем, зафиксирован счет 4:4 или 6:3, ставший следствием необъяснимых промахов в обороне.
Тридцать лет назад в перерыве очередного футбольного совещания Валерий Лобановский разговорился с Борисом Андреевичем Аркадьевым, выдающимся советским специалистом, автором книги «Тактика футбольной игры» (она написана в середине прошлого века и актуальна по сей день).
«Перед этим, — рассказывал Лобановский, — мы слушали следовавшие с трибуны бурные призывы играть только в атакующий футбол. Борис Андреевич прокомментировал эти призывы следующим образом: «Я весьма огорчен. Я был уверен, что время повлияет на проблему «атаковать или обороняться». Это сказал человек, который еще в конце 1940-х был убежден в приходе футбола к гармонии, но ему не верили».
Одеяло на себя
В гармоничном футболе первенствует командная игра. Индивидуалисты не проходят. Когда каждый старается делать в первую очередь то, что ему больше всего нравится (например, постоянно обводить соперника, раз за разом натыкаясь на нормальную подстраховку; или же бить по воротам даже тогда, когда ясно, что из этого положения или с такой дистанции никогда в них не попасть; или упрямо делать только длинные передачи, которые в должной степени не отработаны и не проходят, и еще не проходят по причине полной к ним готовности соперника), достойного результата ждать не приходится. В рамках командной игры между тем всегда есть место импровизации. Дзагоев тому пример. Его действия только усиливают гармоничную игру ЦСКА и коллективным ходам во вред не идут.
Захват территории
«Спартак», «Рубин», ЦСКА и «Зенит» полностью владели в матчах пятого тура территорией. Соперники, вольно или невольно, позволили им размещать свои силы на поле так, как они хотели, в зависимости от того, как складывались обстоятельства. «Терек» и «Химки» по понятным причинам постарались построить игру от обороны. Им противостояли соперники, лучше укомплектованные. И, несомненно, лучше мотивированные.
Вячеслав Грозный был вынужден учесть фактор замены тренера в «Спартаке». Опытный специалист неслучайно сокрушался: «Лучше бы они отправили Лаудрупа в отставку перед кубковой встречей с «Динамо»!» Дополнительные эмоции способствовали большей, чем, скажем, в матчах с «Москвой» и «Динамо», концентрации. Она же в свою очередь заметно повлияла на достижение разумного баланса между оборонительными и атакующими действиями. Захват спартаковцами чужой территории достигался не отдельно взятыми линиями, а благодаря гармоничному взаимодействию всех линий. Гармоничному, конечно, относительно, поскольку до полной гармонии еще далеко, да и соперник был не из разряда тех, кто сумел бы сбить эмоциональный спартаковский настрой, обычный в ситуациях, когда на вахту заступает новый тренер.
ЦСКА захватывал позиции такими же примерно методами, что и «Спартак», но у армейской команды игра выглядит более поставленной и гармоничной (отсутствие бразильцев на поле отрицательным образом пока не сказывается), нежели у спартаковской. ЦСКА и в мыслях, похоже, не держал, что с легкостью может справиться с «Химками», которым ничего не оставалось делать, кроме как сосредоточиться на обороне. Отдельные вылазки подмосковной команды не в счет, они всегда есть в матчах команд с разным по классу подбором футболистов. ЦСКА, стоит заметить, игру не размыл, не раскидал ее по разным участкам поля в надежде, что какая-то группа игроков «выстрелит», а действовал компактно и предстал во встрече с аутсайдером вполне гармоничной боевой единицей.
«Динамо» за территорию в выездном матче сражалось, представляется, в большей степени, чем «Локомотив» за нее — в домашнем. Задним числом можно, понятно, предположить, что «Локо», как «Химки» с «Тереком», инициативу отдал еще до игры, но непонятно только, каким образом в таком случае планировалось обыграть самую, пожалуй, сбалансированную на сегодня (по составу и по игре) в премьер-лиге команду — «Зенит».
Брак порядку не помощник
Достичь гармонии в игре при ощутимом, заметном даже с трибуны браке, наверное, невозможно. Когда команда играет на 30 почти процентах брака, как играл, скажем, «Локомотив» на своем поле против «Зенита», совершая всего 42 процента от общего количества ТТД, то, конечно же, ни о какой гармонии и речи быть не может. У «Зенита» показатели гораздо выше (брак всего 21,1 — очень хорошие цифры для непростого матча! — против 26,1 у «Локо» и 58 процентов от общего числа ТТД), что позволило петербургской команде действовать организованнее, выглядеть компактнее и быстрее переходить из одной игровой стадии в другую.
Разговоры о «несвежести» Денисова, отсутствии у него необходимой должной скорости и агрессии сразу становятся нелепыми, как только удается взглянуть на индивидуальные показатели полузащитника «Зенита». Особенно если сравнивать их с показателями сопоставимого игрока соперничавшей команды (с учетом высокой информативности матча «Локомотив» — «Зенит»), допустим, с показателями Билялетдинова. Общее количество ТТД (Денисов — 130, Билялетдинов — 61), процент брака (19,2 и 24,6), конструктивные передачи (45 и 17), выигранные единоборства и процент выигранных единоборств (10; 62,5 и 5; 38,5). Какой, спрашивается, из этих футболистов в большей степени способствовал реализации тактических тренерских идей?