• Гаджи Гаджиева

    Спросите у…

    16.02.10

    Гаджи Гаджиева - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Фундаментального, тонко мыслящего и удивительно умиротворяющего Гаджи Муслимовича Гаджиева — экс наставника «Анжи», «Крыльев Советов» и «Сатурна» — совсем не хочется прерывать авторскими вопросами, поэтому в этот раз в рамках нашей традиционной рубрики ограничимся монологами.

    Программа Фурсенко

    — Многие события межсезонья носят рабочий характер. У кого-то новый тренер — Спаллетти, например, в «Зените». ЦСКА впервые готовит к сезону Слуцкий. Такие изменения так или иначе происходят каждый год. А чтобы были какие-то неординарные события, наш чемпионат должен дорасти до того, чтобы мы могли пригласить, например, Роналду. На этом фоне событием неординарным можно назвать выборы Фурсенко в президенты РФС и некоторые тезисы из его программы. Впервые со времен Советского Союза говорится об идеологической основе. Это четко прозвучало в выступлении Фурсенко. Вторая составляющая — образование. То ли в силу того, что он тесно связан с образованием посредством своего брата, то ли действительно в силу понимания тех проблем, которые стоят у нас перед образованием, но так или иначе эта часть его программы позитивна, хотя и сложна с точки зрения реализации.

    У нас дутые клубы

    — К снятию «Москвы» с чемпионата отношусь негативно, как и любой человек, живущий футболом, — будь-то болельщик или специалист. Да, у «горожан» нет больших традиций, но все равно событие неприятное. В целом же крах «Москвы» — следствие тех проблем, о которых несколько лет назад уже начали говорить тренеры. Связаны эти проблемы с умением наполнять клубы какой-то реальностью — экономической, духовной. Недавно в выступлении президента «Локомотива» Николая Наумова прозвучала такая фраза: «Клубы у нас дутые, надуманные». Думаю, Наумов имел в виду, что формируются они не на экономических законах, не на законах профессионального футбольного клуба, а появляются как некая игрушка в руках олигархов. Некоторые клубы существуют за счет региональных бюджетов, но я далек от мысли, что это бюджетное финансирование будет продолжаться бесконечно долго.

    «Крыльям» необходимо единение

    — Мы, тренеры, высказывались, что акцент в нашем футболе однобокий: для работы приглашаются наставники-иностранцы, но из 30–40 человек только Хиддинк, Адвокат и Божович сработали хорошо. При этом ни одного менеджера не пригласили. Но эта проблема гораздо более актуальна!

    В руководстве «Крыльев Советов» собраны квалифицированные люди, прекрасно знающие, что такое экономика. Но в футбольном хозяйствовании они несведущи, однозначно. Ведь за два года долг «Крыльев» вырос больше чем в два раза!

     

    Можно ли сравнить проблемы «Крыльев» с теми, с которыми клуб столкнулся в 2005 году при мне? В чем-то можно, а в чем-то нет. Клуб при Ткаченко был частным, не получал бюджетной поддержки. При этом за пять-шесть лет под руководством Германа Владимировича Самара дважды занимала пятое место, брала бронзу. После 2004 года баланс финансовой деятельности резко ухудшился, образовался долг порядка 20 миллионов. В 2005 году с молотка ушло десять футболистов, оставшиеся игроки не получали зарплату, на базе не было питания. Экономический кризис был очень жесткий. В этом есть сходство с сегодняшним днем. Но различия тоже есть: 2009 год «Крылья» доиграли «основой». Ну и долг тогда был 20 миллионов, а сейчас, если верить СМИ, уже 85.

    Из Самары в 2005 году уехали Анюков, Колодин, Соуза, Каряка, Пошкус… Что помогло удержаться в премьер-лиге? Команду поддержали болельщики, они по-прежнему заполняли стадион. Тяжело пришлось бы без поддержки области. Не могу не сказать теплых слов в адрес, царствие ему небесное, Юры Коноплева. Работа Барановского на первых этапах тоже была позитивной. Еще одна важная составляющая — это футболисты: Бобер, Дохоян, Гусин, которого команда избрала капитаном, другие игроки. Мы договорились, что начинаем с чистого листа, и нам удалось объединиться.

    На связи с Гордеевым и Тетрадзе

    — И Гордеев, и Тетрадзе работали со мной, играли под моим руководством в «Анжи». Омари еще играл у меня в «Крыльях», впоследствии был играющим тренером. Андрей работал со мной в «Сатурне», возглавляя дубль. Конечно, у нас теплые отношения. Они совершенно свободно могут позвонить мне в любое время. И сам я тоже им периодически звоню. Чаще Гордееву. Когда меня интересуют какие-то вопросы, когда мне хочется поделиться с ним какими-то мыслями, соображениями, звоню ему сам.

    Считаю, что в творческой работе обсуждение тех или иных вопросов просто необходимо. Когда ты регулярно общаешься со своими помощниками, коллегами, находящимися рядом, это своего рода познание, поиск истины. Но когда порой контактируешь с коллегами извне — из другого коллектива или с теми, кто иначе смотрит на игру, на подготовку, — то расширяешь кругозор. В этом смысле и Гордеев, и Тетрадзе стоят на правильных позициях. Они оба понимают, что тренер обязан постоянно развиваться. Ведь профессиональный спорт требует постоянного движения вперед. Если этого нет, то ты отстанешь. Поэтому и они, и я сам чувствуем потребность в этом общении.

    Идеи Спаллетти мне близки

    — Не могу сказать, что хорошо знаю Лучано Спаллетти. Помню, что у итальян­ца были отдельные удачные игры и отдельные неудачные, как, например, поражение 1:7 от «Манчестер Юнайтед» в Лиге чемпионов. Но его высказывания, которые я прочитал в прессе, во многом созвучны с теми мыслями, которыми я обычно оперирую. В частности, Спаллетти говорит, что должен объяснять игрокам, для чего он дает то или иное задание. Он ведет диалог с футболистами, а ведь не каждый тренер из этого исходит. Многие исходят из другого: «Я сказал — ты делай». Спаллетти же говорит, что готов обсудить с игроками любую проблему, объяснить, почему нужно делать так, а не иначе. Такой посыл мне близок. А говорит так Спаллетти по той простой причине, что он владеет предметом. Если у него есть информация, значит, он может ее объяснить.

    Что касается трех поражений «Зенита» на сборе в Испании — думаю, необходимо набраться терпения. Ну и без спокойной рабочей атмосферы нельзя достичь сколько-нибудь серьезного результата.

    Слова Мутко

    — При Хиддинке сборная заиграла лучше. Но ситуацию необходимо рассматривать в контексте. В больших достижениях играет роль целая группа людей — футболисты, тренеры, руководители. В нашем футболе было проделано немало шагов для того, чтобы сборная смогла пробиться в полуфинал Евро-2008  — победы ЦСКА и «Зенита» в Кубке УЕФА, действия РФС. В минувшей отборочной кампании мы, напротив, недоработали. Словом, за весь этот цикл были периоды, когда работа велась на высоком уровне, а порой, наоборот, появлялись замечания к Гусу, к федерации.

    Хиддинку сейчас надо сказать «Спасибо и до свидания!», а что касается нового тренера, то, думаю, Фурсенко разберется, какую кандидатуру выбрать. Кроме того, Мутко в своем недавнем выступлении отмечал, что Министерство спорта будет инициировать изменения в закон «О физической культуре и спорте». Это позволит государству установить контроль за назначением главных тренеров в российские сборные по различным видам спорта. Коснется ли это и футбола? В ближайшее время поймем, что означают эти слова.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»