• Габулов или Шунин?

    «Динамо»: вратарский вопрос

    15.11.10 11:59

    Габулов или Шунин? - фото

    Фото: ФК «Динамо»

    Автор: Спорт день за днём

    1.  часто на место в воротах претендуют два равноценных голкипера. Вы сталкивались с такой ситуацией?

    2. Что вы думаете о нынешней конкуренции Габулова и Шунина?

    3. Если бы в Шунина верили так же, как в Акинфеева, смог бы он вырасти во вратаря столь же высокого уровня?

    На эти вопросы «Спорта» ответили Владимир Пильгуй, Николай Гонтарь, Руслан Нигматуллин и Анзор Кавазашвили

    Владимир Пильгуй, бывший вратарь «Динамо» 

    1.  Мне передал перчатки Лев Иванович Яшин. Так уж получилось: он закончил карьеру, а в динамовские ворота встал я. Потом, в 1972 году, в «Динамо» пришел Николай Гонтарь, и через какое-то время возникла конкуренция. Тренером у нас был Александр Севидов, он и выбирал, на какую игру кого из нас ставить. Но я считаю, что вратарь обязательно должен чувствовать, что он в команде – номер один, именно на нем лежит основная ответственность. Это не дает возможности расслабиться. А когда ты встаешь в рамку через раз, можешь выпасть из игрового ритма и потерять форму. С другой стороны, когда в команде два сильных голкипера, практику нужно давать обоим, чтобы не засиживались и не уходили из команды. Так мы с Гонтарем и конкурировали.

    2.  Считаю, это хорошо, что в команде есть два таких классных голкипера. Чувствуется основательность и стабильность. Не мешают ли они друг другу? Как я уже сказал, чисто по-футбольному всегда лучше, чтобы стоял один вратарь, но Божович сейчас их чередует. Шунин отыграл «на ноль» три матча, в четвертом пропустил, но там была не его вина. Думаю, Шунин чувст­вует доверие тренера, его не случайно сейчас ставят в основной состав.

    3.  В Шунина верили всегда, его по­ставили в ворота «Динамо» в раннем возрасте, но он, к сожалению, этот шанс в полной мере не использовал. Я это объясняю спецификой возраста и характера. У Игоря психика более крепкая, она не подвержена таким явлениям, как «звездная болезнь». У Антона немножко другая система, на чем он и погорел. Его в какой-то степени подвел характер.

    Николай Гонтарь, бывший вратарь «Динамо»

    1.  Когда я пришел в «Динамо», в команде играли два равноценных голкипера, поэтому всегда кто-то ждал своего шанса и меньше играл. Эта ситуация в «Динамо» не была редкостью. Даже у Льва Яшина на смене имелся прекрасный голкипер Беляев. Они оба вызывались в сборную СССР, а это о многом говорит. Другое дело – психологический аспект. Для любого голкипера конкуренция является испытанием: кого-то она меньше нервирует, кого-то больше. Лично мне было важно тренерское доверие. Но у наставников свое видение футбола, и зачастую они предпочитают менять вратарей.

     

    2.  Я прекрасно знаю и того и другого. Оба работящие парни. Судьба складывается так, что сейчас место основного голкипера «Динамо» принадлежит Шунину. Это тот вид конкуренции, который идет, скорее, во благо, хотя я считаю, что конкуренция никому не вредит. С другой стороны, вратарь не может не переживать, когда лишается места в основе, поэтому Габулову сейчас наверняка непросто. Но ведь и Шунин в свое время сильно переживал.

    3.  Я бы не сказал, что Шунину не доверяли. Был момент, когда у Антохи не пошло, и ему на смену пришел Габулов. Что не пошло у Шунина? Он был совсем молодой и не справился с обрушившейся на него славой. Антон, например, не мог никому отказать в интервью. Сейчас Шунин уже доказал свой уровень, и даже когда не выходил на поле, работал как проклятый, чтобы при первой же возможности доказать, что он достоин доверия. Когда в прошлом году Габулов получил травму, Шунин отработал здорово. Он повзрослел, окреп психологически, он готов работать на самом высоком уровне.

    Руслан Нигматуллин, бывший вратарь «Локомотива»

    1.  Все голкиперы, которые говорят, что конкуренция их не пугает и идет на пользу, немного лукавят. Потому что все с удовольствием бы оказались в ситуации, когда на сто процентов именно ты – номер один. Конкуренция только раздражает и нервирует. Понятно, что, может быть, она внутренне и держит человека в тонусе, но большинству вратарей, поверьте, гораздо спокойнее и комфортнее, когда они знают, что точно будут играть в основном составе. Тогда человек не боится ошибиться, а играет как умеет. Понятно, что если он позволит себе расслабиться, ошибется несколько раз, подведет команду – появится новый вратарь. Вот пример Сослана Джанаева. Трудно сказать, расслабление там было или нет, но он имел полный карт-бланш от руководства «Спартака». Однако стоило парню ошибиться в знаковых матчах – появился новый голкипер, а Джанаева в «Спартаке» уже нет.

    2.  Для тренера это, наверное, оптимальный вариант. Габулов играл стабильно, потом у него произошел спад, тренер вспомнил, что в заявке есть Шунин и поставил его. Антон воспользовался шансом. Для Габулова ситуация крайне неприятная, но спады бывают у всех. Владимиру было бы комфортнее, если бы он пережил этот спад и играл  дальше как умеет. Но поскольку в «Динамо» два равноценных голкипера, теперь играет Шунин. У меня была куча таких моментов в «Локомотиве», когда наступали спады, и я допускал ошибки. Но Семин просто говорил, что знает, на что я способен, что это лишь эпизод. И примерно четыре года подряд меня практически не менял.

    3.  Шунин еще несколько лет назад громко о себе заявил. У него прекрасные антропометрические данные. Проблема была с головой, скажем так. Он знает, о чем я говорю. Нужно любить не только то, что происходит вокруг футбола, и то, что тебе дает футбол, но и саму игру. Если он все это правильно переосмыслил за то время, что сидел на скамейке, все у него будет в порядке.

    Анзор Кавазашвили, бывший вратарь «Спартака»

    1.  В тбилисском «Динамо», где я играл с 1957-го по 1959 год, были великолепные вратари: Маргания и Котрикадзе. Но в силу обстоятельств я уже в 18 лет сумел занять место в воротах. В 1959 году я отыграл первый круг, а затем заболел радикулитом и выпал из обоймы. С 1960 года я был основным вратарем ленинградского «Зенита», а год спустя Маслов пригласил меня в Москву, в «Торпедо». Здесь пришлось полтора года ждать своего шанса. После того как основного голкипера Глухотко забрали в ЦСКА, я стал играть в «основе», а затем перешел в «Спартак», где у меня не было конкурентов. Интереснее было в сборной СССР. В 1964 году меня пригласили в команду впервые, и через год я стал играть рядом с Львом Яшиным. На притяжении семи лет мне пришлось бодаться с Яшиным, Банниковым, Шмуцем, Астаповским, Пшеничниковым. Но я дождался своего часа и в 1966 году в паре со Львом Ивановичем играл на чемпионате мира в Англии, где наша команда завоевала «бронзу».

    2.  Если кто-то из них не будет считаться основным голкипером, вряд ли оба смогут вырасти в классных стражей ворот. Основной вратарь должен быть один. А удел дублера – ждать шанса. И когда ему окажут доверие, у парня должен быть шанс зарекомендовать себя и почувствовать основным стражем. Когда Габулов начал играть в «Динамо», мне казалось, что он всегда будет в порядке. Но, к сожалению, Владимир притормозил.

    3.  Антон – талантливый парень. Если его будут ставить постоянно, и он заматереет – боюсь, Габулову придется из команды уходить. Несмотря даже на то, что он вратарь сборной.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №44 (10-16 ноября 2010 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»