• Футбольные акции

    16.10.07 16:02

    Футбольные акции - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Об отношении англичан к иностранцам давно известно. Об отношении к футболу — тоже. Но при этом ни традиции, ни спесь, ни громкие заявления не могут уберечь английский футбол от иностранных владельцев. «Манчестер Юнайтед» принадлежит американцу Малькольму Глейзеру. «Челси» — россиянину Роману Абрамовичу. «Ливерпуль» — американцам Хиксу и Джиллету. «Манчестер Сити» — бывшему тайскому премьеру Таксину Шинаватре.

    Последним оплотом оставался «Арсенал», но недавно в числе владельцев «канониров» появился американец Стэн Кренке, а весь последний месяц акции лондонцев скупал россиянин Алишер Усманов. Но ключевой фигурой во всех этих событиях является бывший вице-президент и бывший акционер прославленного клуба Дэвид Дин.

    Уважаемый человек

    Он был не просто вице-президентом клуба. Свою долю акций «канониров» он приобрел у Питера Хилл-Вуда, чья семья управляла «Арсеналом» с 1929 года, еще в 1983 году за 292 тысячи фунтов. С этого момента он все больше и больше занимался клубом — и все меньше собственной компанией London and Overseas Sugar. Постепенно Дин приобрел большой вес в британском футболе, представляя интересы команд на переговорах с Футбольной ассоциацией.

    К моменту организации английской премьер-лиги Дин владел 42% акций «Арсенала». Лишь проблемы с бизнесом вынудили его расстаться с этими акциями, после чего его пакет сократился до 14,5%. Главным покупателем был лондонский ювелир Дэнни Фишман, который, доведя свою долю акций до 25%, ушел с поста директора ювелирной компании и сосредоточился на футболе.

    Тогда и появились первые разногласия в руководстве «канониров». В 1996 году Дэвид Дин, проломив стену сопротивления болельщиков и правления клуба, привел на «Хайбери» Арсена Венгера. А Фишман вместе с управляющим директором Китом Эдельманом «продавили» решение о строительстве нового стадиона на 60 тысяч зрителей. Решение, которое Дину крайне не нравилось, так как клуб влезал в долги и сдавал позиции на трансферном фронте.

    Как бы то ни было — до поры до времени Дин оставался в клубе и являлся посредником между Венгером и клубным руководством. И на этом поприще он был великолепен. Он сохранил Венгера, в чьих услугах был заинтересован «Реал». Прошлым летом именно Дин не дал Футбольной ассоциации сделать француза главным тренером сборной Англии, из-за чего лишился поста вице-президента ФА. Дина, в свое время предложившего Англии Свена-Ерана Эриксона, а потом пытавшегося сосватать англичанам Луиса Фелипе Сколари, обвинили в том, что он больше заботится об интересах клуба. Место в Совете ФА Дин все же сохранил, а вскоре стал президентом G-14, еще раз доказав, что интересы топ-клубов он ставит выше интересов любых сборных.

     

    Новые времена

    В феврале «Арсенал» подписал договор о деловом сотрудничестве с «Колорадо Рэпидс», а этот клуб принадлежит Стэну Кренке — владельцу заводов, газет, пароходов, а также нескольких клубов — футбольных, хоккейных, баскетбольных. Пока руководство «Арсенала» было вовсю занято опровержениями сообщений о возможной смене владельца, Тихий Стэн по-тихому приобрел 9,9% клуба. А всего через неделю — еще 1,36. Вторая сделка в некотором смысле оказалась даже важнее, дальше мы объясним почему.

    А Дэвид Дин был отправлен в отставку из-за «принципиальных разногласий с членами правления». В их числе были Дэнни Фишман, баронесса Нина Брейсвелл-Смит и Ричард Карр. Разногласия заключались в том, что Дин желал видеть «Арсенал» конкурентоспособным на трансферном рынке и ради этого был готов продать клуб иностранцу. Но прочие акционеры его не поддержали, попросив Дина «на выход».

    Отставку президент «канониров» Хилл-Вуд, в чьем распоряжении находятся символические 500 акций (0,8%), сопроводил заявлением о том, что «Арсенал» «останется английским клубом, в котором иностранцами будут только футболисты и тренеры». Но, учитывая щедрость Кренке, Фишман мог бы получить за свою долю 102 миллиона фунтов, Брейсвелл-Смит — более 67, а Карр — 18,5.

    Главным во всей этой честной компании был Дэнни Фишман, который владел блокирующим пакетом акций — 25% с небольшим хвостиком. Был — потому что продал 1%. И покупателем стал Стэн Кренке — эти акции вошли в те самые 1,36%. А важность этой сделки объясняется тем, что теперь у Фишмана нет блокирующего пакета.

    Так Кренке «без шума и пыли» убрал еще одно препятствие, оставив Фишмана невнятно лепетать что-то неубедительное про то, что он хотел «закруглить» число своих акций, оставив себе ровно 15 тысяч. Объяснение как минимум странное.

    Из России — со сталью

    И тут на горизонте возник Алишер Усманов. Стальной магнат из России заплатил опальному Дину 75 миллионов фунтов за 14,5% акций. Дэвид Дин сумел-таки нанести болезненный удар Фишману и КО. При этом формальным владельцем акций является не сам Усманов, а принадлежащая ему компания Red and White Holdings, главой которой был назначен Дэвид Дин.

    За короткое время доля Усманова увеличилась до 23%, в результате чего его пакет стал вторым после принадлежащего Фишману. На войне и в любви все средства хороши. Ради получения блокирующего пакета представители Усманова даже пытались скупать акции, принадлежавшие наследникам умерших акционеров. Нельзя сказать наверняка, читал ли Усманов Сунь-цзы, но действует он в полном соответствии с советами древнекитайского полководца. Хочешь победить противника — разбей его союзы.

    Сенсацией стало сообщение о том, что баронесса Брейсвелл-Смит намерена продать Усманову принадлежащие ей 15,9% акций клуба. Она вошла в состав совета директоров клуба после того, как ее муж Чарлз вынужден был покинуть его из-за ухудшения здоровья. Ее семья входила в совет директоров с 1938 года, но теперь баронесса готова положить этому конец. Дело в том, что Брейсвелл-Смиты не получают никаких дивидендов, а продав акции, можно в одночасье сделаться очень богатым человеком, получив примерно 120 миллионов фунтов. Как говорил герой фильма Гая Ричи, сто тысяч бумажек с портретом королевы заменяют любую другую.

    В случае если эта сделка состоится, Усманов сможет претендовать на полный контроль над клубом. Если два миллиардера смогут договориться — они будут на пару владеть более чем половиной всех акций.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»