Экономисты уверены, что уже в ближайшее время две азиатские сверхдержавы – Индия и Китай – схлестнутся в борьбе за господство в регионе. Возможно, на футбольных полях это произойдет раньше, чем в кабинетах политиков и бизнесменов.
Индийский футбол, когда-то названный президентом ФИФА Зеппом Блаттером спящим гигантом Азии, подает первые признаки жизни. Амбициозный проект местной премьер-лиги, стартующий в феврале, призван поднять уровень футбола в стране, свихнувшейся на крикете.
Получивший название Premier League Soccer (PLS) турнир, в котором примут участие всего шесть команд, является чисто коммерческим проектом компании Celebrity Management Group и футбольной ассоциации Индии. Организаторы держат в секрете ряд подробностей, надеясь удивить ими публику, но многие детали просочились в прессу. Уже сейчас известно, что акцент будет сделан на привлечении интереса местных болельщиков, жаждущих увидеть в игре европейских и южноамериканских знаменитостей, а также получение стабильных финансовых прибылей. В качестве образца взята давно уже зарекомендовавшая себя в США лиговая система. Ведущие футбольные клубы Индии на предстоящем в феврале тендере будут биться за право приобрести 10-летнюю франшизу на участие в премьер-лиге, которая даст им возможность пользоваться брендом PLS и претендовать на часть доходов от централизованной продажи телевизионных и коммерческих прав. После того как состав участников станет известен, пройдет аукцион зарубежных игроков – аналогичная система существует и в крикете. Те, кто согласился приехать в Индию, уже известны. В их числе француз Робер Пирес, выступавший за «Арсенал», чемпион мира Фабио Каннаваро, бывший нападающий «Ливерпуля» Робби Фаулер, испанец Фернандо Морьентес, аргентинцы Эрнан Креспо и Хуан-Пабло Сорин, нигериец Джей-Джей Окоча. Имена остальных не столь впечатляют – клубам предлагают раскошелиться на игроков сборных Коста-Рики, Эквадора, Боливии, Колумбии, Гамбии, Гваделупы, Гватемалы. В составе каждой команде разрешено иметь максимум четырех иностранцев и зарубежного тренера. С наставниками также недавно наступила ясность – в Индию готовы отправиться нигериец Самсон Сиа-Сиа, исландец Тейтур Тордарссон, англичане Питер Рейд, Джон Барнс и Колин Тодд, боливиец Марко Эчеверри, португалец Фернандо Коуту, а также словенец Милош Рус. Бюджет каждой футбольной команды строго регламентирован – не более 2 млн евро, выбывание на период действия франшизы, естественно, не предусмотрено.
Робер Пирес в интервью французской газете L'Equipe отметил, что не прочь поучаствовать в столь интересном проекте и надеется заработать за несколько недель 790 тысяч евро. «Поскольку у меня нет никаких обязательств в Европе, – заметил Пирес, – то почему бы не попробовать что-то новенькое? Я горжусь тем, что стану первым французом в этом первенстве».
Дебют индийской премьер-лиги состоится 25 февраля, а финальный матч пройдет 8 апреля. Сперва команды выяснят отношения друг с другом по круговой системе, а затем четыре лучших клуба встретятся в полуфиналах.
Еще одной целью индийской премьер-лиги провозглашается получение бесценного опыта современного футбола. Предполагается, что местные футболисты научатся мастерству, выступая бок о бок с игроками-звездами.
Сборная карабкается вверх
Помимо амбициозного, хотя и довольно своеобразного проекта премьер-лиги, благоприятные перемены наблюдаются и в игре сборной. За последнее время индийской команде, представлявшей грозную силу в 50–60-е годы прошлого века, удалось стабилизировать положение в рейтинге ФИФА. Достигнув исторического минимума в марте 2007 года, когда сборная занимала 165-ю позицию среди 199 команд, ситуация начала медленно улучшаться. Правда, до лучшего показателя – 94-го места в 1996 году – еще далеко, но многие обозреватели предрекают бурный рост. Футбольная ассоциация Индии надеется, что к 2018 году, когда чемпионат мира пройдет в России, ситуация коренным образом изменится, и страна с населением 1,2 млрд человек будет представлена на всемирном празднике футбола.
Первым свидетельством наметившегося подъема стал выход в финальный турнир Кубка Азии – 2011, где индусы не выступали четверть века. Правда, в трех матчах группового турнира сборная пропустила 13 (!) мячей, не сумев победить ни одного из соперников. Справедливости ради отметим, что жребий не был особенно благосклонным к команде: Австралия и Южная Корея не по зубам даже некоторым европейским сборным, да и Бахрейн, как выяснилось, не подарок. Но вызванная этим успехом эйфория сошла на нет после неудачи в отборочном турнире чемпионата мира – 2014. Во втором раунде квалификации, где команды проводят два матча на вылет, индийская сборная с треском провалила гостевую игру с ОАЭ (0:3), а дома с огромным трудом свела матч вничью (2:2), сравняв счет в добавленное арбитром к 90 минутам игры время.
Недавно посетивший Индию чемпион мира 1974 года Пауль Брайтнер, раздавая интервью местным журналистам, утверждал, что страна в перспективе может добиться многого. При этом немец настойчиво подчеркивал – для этого сборной нужно регулярно встречаться с ведущими мировыми командами. «Какой смысл играть со слабыми соперниками? – отметил Брайтнер в разговоре с корреспондентом газеты Hindustan Times. – Прогресс возможен только в борьбе с сильными командами, которым не страшно и крупно проиграть. Если эти игры сделать регулярными, то индийские футболисты будут прогрессировать как в технике, так и в физической подготовке».
Ставка на молодежь
Естественно, будущие успехи на мировой арене связываются с именами молодых игроков. Между тем положение еще не так давно было удручающим, поскольку после реформы первенства страны (в 2007 году так называемая I-League сменила существовавшую прежде Национальную футбольную лигу) большинство клубов пустило вопрос подготовки будущей смены на самотек. Пришлось вмешиваться ассоциации футбола, которая, отобрав лучшую молодежь, сформировала из нее команду «Индиан Эрроуз» и отправила играть в компанию сильнейших. В первый сезон клуб зацепился за девятое место из 14, по ходу дела в ярком стиле обыграв один из самых известных коллективов страны «Мохун Баган», основанный еще в 1889 году. Кроме того, многие игроки «Эрроуз», постоянно привлекавшиеся в молодежную сборную страны, стали кандидатами в первую команду. Ее нынешний тренер Армандо Колако ясно дал понять, что в перспективе намерен превратить их в ядро основного состава.
Однако немало проблем местного футбола так и остаются нерешенными. Бюджеты клубов не выдерживают спонтанного роста заработков игроков: чемпионам прежних лет – «Махиндре Юнайтед» и «Джи-Си-Ти» – пришлось самораспуститься из-за финансовых проблем. Низка и посещаемость игр (в среднем на матчеприсутствует всего 3913 человек) из-за слишком раннего времени начала игр. Большинством команд I-League владеют крупные компании, что, возможно, неплохо для игроков, по окончании карьеры не имеющих проблем с трудоустройством, зато сдерживает рост числа болельщиков – городское население неохотно поддерживает принадлежащие монополиям коллективы. В фан-клубах таких известных команд, как «Мохун Баган» и «Ист Бенгал», числятся всего 10 тысяч и 12 тысяч болельщиков соответственно. Крайне низко и количество молодежи, посещающей футбольные матчи. Но на целевую работу с аудиторией нужны средства и специалисты, которых в распоряжении команд попросту нет. Впрочем, вполне возможно, что поддержка в ближайшее время придет с Запада.
Смена вектора
Владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун почуял неладное одним из первых. «На мой взгляд, с Европой покончено, – решительно заявил 81-летний бизнесмен. – Вскоре это будет отличное местечко для туристов, только и всего». Проведение в 2011 году первого в истории Гран-при Индии подтвердило намерение руководства Королевских гонок двинуться в более перспективные регионы планеты.
Ведущие западные футбольные клубы в последнее время также обратили пристальное внимание на эту страну со стремительно растущей экономикой. По оценкам консалтинговой компании PriceWaterhouse Coopers, к 2015 году оборот спортивной индустрии Индии составит 2 млрд долларов и будет стабильно расти. Основными источниками заработка окажутся продажи билетов на спортивные соревнования, спонсорство, медиаправа и реализация спортивной атрибутики.
Не случайно, что в начале января в Индии побывала мюнхенская «Бавария», которая пока не в состоянии конкурировать в популярности в странах Юго-Восточной Азии с английскими командами. В то же время «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуль» уже организовали в Индии собственные академии футбола, которые в ближайшем будущем начнут не только просеивать местные таланты в поисках самородков, но и привлекут повышенное внимание болельщиков к английскому первенству. Осваивает новые территории и миланский «Интер», недавно запустивший собственную программу поиска перспективных игроков.
Китай в беспокойстве
В соседнем Китае растущую мощь Индии воспринимают с опаской. В том числе и футбольную. Чемпионат КНР, с трудом оправившийся от скандалов с продажей матчей, не слишком силен, сборная балансирует в рейтинге ФИФА в районе 70–80-х мест. Отборочный турнир на первенство мира в Бразилии для национальной команды также завершился плачевно: футболисты КНР выбыли в третьем квалификационном раунде. Зато появление в составе клуба «Шанхай Шэньхуа» Николя Анелька и упорно муссирующиеся слухи о скором переезде в Китай Дидье Дрогба создали необходимый информационный шум и на какое-то время привлекли внимание к местному футболу. Тем не менее многие аналитики считают, что у индийской премьер-лиги – построенном на чистой коммерции продукте – более радужные перспективы, чем у жестко контролируемого государством китайского первенства.
В свое время индийская индустрия кино, названная Болливудом из-за расположения в Бомбее большинства киностудий, сумела прорваться на внешний рынок с сентиментальными картинами о любви, верности и неизменной победе добра. Правда, среди индийских кинолент не так много фильмов, способных удовлетворить взыскательного западного зрителя, зато местные кинотеатры по-прежнему полны желающих пролить слезы над судьбой Зиты и Гиты. Футбольная ассоциация не прочь использовать детально проработанный Болливудом сценарий, создав такой продукт, который был бы востребован на внутреннем рынке. Удастся ли это – вскоре будет ясно.