Тревожные вести с финансовых «полей» буквально заполонили СМИ. В этих условиях заволновался и футбольный люд. Не утонет ли любимая игра в бурном потоке глобальной рецессии? Благо недостатка в «экспертах», прогнозирующих крах всего и вся, нет.
Не будем, однако, впадать в другую крайность и рисовать картину в розовых тонах. Проблемы есть, и немалые. Несколько фактов. Совокупные долги английских клубов составляют порядка 5 млрд долларов. По этому поводу публичное беспокойство выразил президент FA Дэвид Трисман. По данным итальянского Агентства по налогам, долг клубов этой страны перед государством достиг почти миллиарда долларов. Мадридский «Реал», отличительной чертой бизнес-модели которого является активная деятельность на рынке коммерческой недвижимости, сталкивается с серьезными трудностями в реализации девелоперских проектов на «падающем» испанском рынке.
Взглянем, однако, на проблему с другой стороны. Пятимиллиардный долг примерно равен полуторагодовому доходу английской премьер-лиги. Вполне приемлемый показатель. Во всяком случае он в разы (а иногда — на порядок) меньше аналогичного показателя некоторых банков и финансовых компаний. Любой клуб, поигравший в премьер-лиге хотя бы один сезон, получит минимальный доход в размере 100 млн долларов! Причем эти заработки базируется на твердой основе, связанной с привлекательностью английского футбола для инвесторов, спонсоров и рекламодателей, а не на разного рода финансовых инструментах, спровоцировавших нынешний кризис.
В Италии тоже все не так уж страшно. Дело в том, что большая часть недоимки никогда не будет уплачена, так как она висит на клубах-банкротах («Фиорентина», «Парма», «Наполи», «Торино» и другие). Новые клубы с теми же названиями ведут свою бухгалтерию с нуля.
Что касается «Реала» и других ведущих испанских клубов, то и их положение не вызывает беспокойства. У них сохраняются контракты с ТВ и спонсорами. Не будем также сбрасывать со счетов билетные программы и феномен socios.
Стабильная ситуация и в Германии. Этому способствуют такие факторы, как умеренная селекционная политика, очень высокая посещаемость и самый большой в Европе рекламный рынок (порядка 25 млрд долларов в 2007 году).
О ситуации в нашем футболе поговорим в следующей колонке «Цена вопроса». Но уже сейчас можем сделать общий вывод: все не так уж и плохо.
Кризисы приходят и уходят. Футбол — вечен.