• Финалист Кубка Дэвиса — 1995 Андрей Чесноков: «Кризис начался давно»

    18.09.12 16:03

    Автор: Спорт день за днём

    Проиграв все матчи сборной Бразилии в Кубке Дэвиса, россияне впервые в новейшей истории вылетели из Мировой группы. А ведь не так давно наша команда выигрывала этот престижный мужской турнир. Означает ли это поражение глубокий кризис в российском теннисе, какие премиальные выплачивают за выступление в сборной и что нужно нам всем сказать Михаилу Южному? Об этом и многом другом в интервью «Спорту» рассказал один из финалистов Кубка Дэвиса 1995 года Андрей Чесноков.

    У нас не было шанса ни в одном матче

    – Следили за игрой сборной России в Кубке Дэвиса?
    – Нет, но результаты знаю – как в матче Аргентина – Ямайка. Помните, был такой? А теперь Бразилия – Россия – 5:0.

    – Как восприняли проигрыш российской сборной?
    – А вы знаете, этот результат не стал для меня сенсацией. Единственный, кто мог выиграть хотя бы один матч, – Игорь Андреев, но он сломался, проиграл 6:2, 6:1, после чего не смог продолжить.

    – То есть, по-вашему, у сборной изначально не было шансов?
    – Реально у нас не было ни одного теннисиста, который мог принести нам хотя бы одно очко. У бразильцев есть Беллуччи, который хорошо играет дома. Пары у них объективно были сильнее наших. Габашвили вылетел из сотни, и это его реальный уровень на сегодняшний день. Он играет очень неровно. Конечно, Габашвили как-то обыграл Роддика, но американец тогда тоже был на спаде. После 3:0 можно было не играть. Все было понятно.

    – Станет ли вылет сборной из Мировой группы трагедией для мужского российского тенниса?
    – Нет, конечно. Ничего страшного не произошло. Мы уже вылетали, потом поднимались. Надолго в низшей лиге Россия никогда не задерживалась. И потом там тоже есть команды, которые умеют играть в теннис, те же Австралия и Голландия.

    За выход в финал в 1995 году получил 100 тысяч долларов

    – Думаете, что проблемы вернуться не возникнет?
    – В том виде, в котором команда находится сейчас, проблема с этим действительно может появиться. По крайней мере если не помогут Давыденко и Южный, но их надо заинтересовать финансово.

    – Значит, рассказы о низких премиальных в Кубке Дэвиса не миф?
    – Когда мы вышли в финал Кубка Дэвиса в 1995 году, я рассказал австрийцу Томасу Мустеру, который со своей сборной не смог пройти даже второй круг, сколько я получил за весь розыгрыш. Он ответил мне, что он получил больше. Могу назвать, сколько заработал я, – ровно 100 тысяч долларов. Для сравнения, в сборной Германии просто за то, что ты вошел в состав сборной на Кубок Дэвиса, автоматически платят один миллион немецких марок. Мы же, став финалистами, получили на всех 780 тысяч долларов. Из них половину отдали Федерации тенниса России.

     

    – И ситуация за эти годы, судя по всему, не изменилась?
    – В Кубке Дэвиса хоть как-то платят. В Кубке федерации не могут дать даже три-четыре тысячи долларов.

    – Этот проигрыш – знак кризиса в российском теннисе?
    – Кризис уже давно начался. Родители отдают все заработанные деньги на занятия ребенка теннисом. От федерации и государства нет никакой финансовой поддержки.

    Южному мы должны поклониться и сказать спасибо

    – Многолетние лидеры сборной Давыденко, Южный и Турсунов уже задумываются об окончании спортивной карьеры. На первый взгляд кажется, что за ними нет достойной смены.
    – Почему же? У нас есть интересные ребята, забыл сейчас их фамилии… те же Донской, Кузнецов. Они вполне могут быть запасными игроками. Возможность представлять страну в Кубке Дэвиса надо заработать потом и кровью.

    – Но вы же сами сказали, что премиальные там маленькие. Зачем это нужно самим теннисистам?
    – А это неважно. Главное – престиж страны. Я был во Франции, когда их сборная выиграла Кубок Дэвиса. Вы не представляете, что там творилось. Это был настоящий национальный праздник. Теннисистов встречали как героев. Кубок возили по всей стране совсем безвозмездно.

    – А как они еще должны были его возить?
    – Когда наши выиграли Кубок, я работал в инвестиционной группе «Абсолют», которая была спонсором турнира. Я попросил взять кубок на три дня. За это попросили 60 тысяч долларов.

    – Отражают ли результаты Кубка Дэвиса общий уровень тенниса в странах?
    – Да, но если смотреть на британцев – у них есть Энди Маррей, у которого всегда был конфликт с родной федерацией. Поэтому он никогда не играл в Кубке. В то же время есть испанцы, которые в последнее время постоянно побеждают. У них созданы прекрасные условия для занятий теннисом, в результате чего появляется много классных игроков.

    – Телекомментатор Анна Дмитриева считает, что теннис – это индивидуальный вид спорта и не нужно искать закономерности на уровне стран.
    – Согласен, однако на Кубке Дэвиса играет как раз-таки команда, и чтобы пройти дальше, необходимо набрать три очка. Тут совсем другие чувства, чем в индивидуальных турнирах. Когда я играл за сборную, меня переполняла гордость. Это подстегивает и тонизирует.

    – На ваш взгляд, смог бы Михаил Южный помочь этой сборной победить бразильцев?
    – Южный достаточно сделал для сборной. Он дважды помогал выиграть Кубок Дэвиса. Сейчас мы должны ему поклониться и сказать большое спасибо.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»