• Финал ЧМ-2018: как Хорватия отдала Франции свое сердце

    Команда Дидье Дешама выиграла чемпионат мира даже не вспотев

    15.07.18 22:15

    Финал ЧМ-2018: как Хорватия отдала Франции свое сердце - фото

    Фото: AP

    Автор:

    «И это все?» — хотелось спросить, когда Мбаппе забил четвертый мяч. Да, все. Глупая ошибка Льориса создала лишь видимость интриги. Эта Франция не может «отпустить» соперника при 4:2. Так что, все? Да, чемпионат мира закончился. Это стало даже большим шоком, чем то, что команда Дидье Дешама, не вспотев, дотянулась до кубка мира на фоне общих потуг и страданий. Не хватило финала? Исключительно наши проблемы.

    Хорваты не плачут

    Глаза Модрича в тоннеле стадиона были больше похожи на фары. Из толстого стекла, не горящие. Почти что лучший футболист турнира ушел в себя, словно что-то в последний момент все-таки упало на его плечи. Как часто бывает, финал лучший игрок одной из сборных провалил. Хотя, если бы это был не Модрич и не в этом матче, мы бы сказали: «Молодец, отработал! Выполнил объем».

    Франция выполнила его вся целиком. У нее не было такого размера сердца, как у соперников. Зато она распределила силы и умение терпеть. Выжимать из камня воду. В принципе, чего только французы не умеют делать с едой и питьем.

    Клетчатые трибуны не пустели. Во-первых, хорватским болельщикам некуда было уходить, как и всем остальным. Ливень словно стал частью перфоманса, не пощадив даже самых неуязвимых, осмелившихся выйти на поле под черной тучей. Во-вторых, они безостановочно аплодировали своим. За то, что их пребывание на чемпионате мира длилось так долго. Что Хорватию полюбил кто-то кроме них самих. В-третьих, балканцы не плачут из-за футбола…

    Этого матча могло не быть. Более того, многие из тех, кто по привычке называют себя югославами, убеждены, что и Балканской войны не случилось бы, забей Фарук Хаджибегич последний пенальти в серии с Аргентиной 28 лет назад в Италии. Четвертьфинал во Флоренции проходил на раскаленной летом тосканской сковородке. Вратарь Ивкович отразил второй за несколько месяцев пенальти от Марадоны (в матче «Спортинг» — «Наполи» он еще и выиграл у Диего 100 долларов), но и это не спасло шаткий мир. Последний удар был за боснийцем Хаджибегичем. Гойкоэчеа отбил его, Фарук сразу же натянул майку на голову и осыпал проклятиями капитана Сафета Сушича, который настаивал на том, чтобы последний исполнил именно он. Хаджибегич и сейчас, приезжая в разные части бывшего «маленького Евросоюза», слышит от сербских, боснийских, хорватских пограничников: «Если бы вы забили тот пенальти…». Говорят не отцы, так дети. Знают со слов отцов.

     

    Они имеют в виду не «если бы вы забили, Югославия стала бы чемпионом мира». Другое: «Югославия стала бы чемпионом мира, все бы праздновали вместе, и не было бы войны». А ничем не примечательный спортивный психолог Радован Караджич, работавший в 80-е в ФК «Сараево», за который выступал Хаджибегич, не попал бы на экраны телевизоров, как один из главных политических преступников конца двадцатого века. Поэтому что хорватам плакать? Все слезы давно вылиты.

    Как вы играете в футбол?

    В финале Хорватия отдала слишком много сердца. Словно передала его Франции для трансплантации. Команда Дешама осталась верна себе, в решающем матче окончательно утрировав образ земноводного, которое хочет только одного — победы. Что означает по-французски, как мы уже знаем, подтверждение собственной правоты. «Клетчатые» бросались на соперника, прижав Модрича и Ракитича практически к нападающим. Брозович казался муми-троллем, забытом на острове и робко машущим рукой проплывающим мимо кусочкам сосновой коры. Так не могло продолжаться весь матч. Хорватия должна была либо смести Францию к чертовой матери, либо получить то, что и вышло. Для «трехцветных» на этом турнире забить гол — все равно что надуть мыльный пузырь, особенно если речь о стандартах. Все воздается — в финале домашнего Евро-2016 Франция играла плохо, но могла не допустить поражения, если бы реализовала три момента. Через два года она выступила, наплевав на то, как это выглядит со стороны. Вам не нравится? Но когда вы заводитесь, играя с друзьями, и начинаете биться за результат, вас сильно беспокоит, что со стороны виден вываленный язык и слышен злобный мат?

    Чемпионы мира не исполнили в России ни одной серии пенальти, и не хотели их. Особенно в финале, зная, что Субашич справляется с «точками» куда лучше Льориса. Французы понимали, когда выпустить Погба на оперативный простор, а когда лучше дать ему потолкаться рядом с Канте. Кстати, замена маленького опорника в финале многих удивила, но дело не только в карточке из первого тайма: и бельгийцы, и хорваты хотели огибать Канте длинными передачами. Кака только в зону вышел Н’Зонзи, Хорватия нашла вечер окончательно недобрым.

    Конечно же, в меру. Сумасшедших сказочников среди болельщиков «клетчатых» было не так много. Те, с кем довелось поговорить до финала, соглашались, что опыта на топ-уровне у соперника больше и в шаткие моменты матчей это может дать о себе знать. Эту Хорватию и так будут вспоминать лет через тридцать, что особенно ценно во времена, когда все команды примерно похожи друг на друга. «Если бы Златко Далич баллотировался в президенты, его бы выбрали. Люди сошли с ума от футбола. Их не интересует даже то, что падает размер пенсий», — признавались хорватские коллеги. Они из-за пенсий не плачут, еще не хватало из-за футбола! Особенно такого, как показала сборная в России.

    Франция тоже сойдет с ума. Ненадолго. Совсем скоро они вернутся к привычной жизни. То есть, конвейерному производству замечательных футболистов для любой топ-лиги. Подходящих по техническим и атлетическим данным всем тренерам, какие бы изощренные концепции ни приходили тем в голову. Но вместе французы побеждают именно так, как это сделали при Дешаме сегодня и почти сделали два года назад. Тогда тоже не всем понравилось, как в полуфинале победили немцев, но кого это волнует сейчас на Елисейских полях? Тем более, что в том же году на юношеском чемпионате Европы (новый, кстати, начинается завтра, и Франция там тоже есть) Мбаппе разорвал всех так, что не осталось сомнений — Дешаму будет кем менять тех, кто ему не по нутру. Уникальное преимущество давно работающей системы.

    Хорватии со своими четырьмя миллионами населения останется вспоминать этот чемпионат мира и ждать нового дня, когда ярким личностям опять удастся оказаться на одной волне.

    Они были чем-то похожи на ту, последнюю, Югославию…

    Лужники

    Использованы фото: EPA/Vostock-photo


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»