Я вспомню все и выпрямлюсь, как надо,
чтоб стать еще упрямей и сильней...
Взывай же чаще к памяти моей,
медаль «За оборону Ленинграда».
Ольга Бергголь
О страданиях и мужестве жителей блокадного Ленинграда написаны сотни книг и статей, но в каждой питерской семье знают о тех временах не понаслышке. Город выжил, выстоял вопреки всему. История шахматных соревнований в период блокады впечатляет.С началом войны директором Центрального шахматного клуба назначают Петра Романовского, выдающегося организатора, дважды чемпиона СССР. Вся работа клуба сводится к обслуживанию госпиталей, а в ноябре 1941 года создается шахматно-шашечная секция при комитете физкультуры, организовывающая чемпионат Ленинграда, в котором участвуют восемь игроков. Каждый тур проводился в одном из госпиталей. Сил хватило только на первые шесть туров (намечалось играть в два круга), завершить турнир не удалось. Из участников турнира ныне здравствует мастер спорта Ефим Столяр, который уже справил 85-летие.
Первая блокадная зима унесла тысячи жизней. Романовский, живший на Крестовском острове, в январе 1942 года потерял четырех дочерей. Подорвавшего здоровье шахматиста в марте вывезли из города. Выжить ему помогли шахматы, работа над которыми сохраняла рассудок.
Во время блокады погибли неоднократные чемпионы Ленинграда Александр Ильин-Женевский (родной брат Федора Раскольникова) и Илья Рабинович, выдающийся проблемист Леонид Куббель, теоретик и мастер Всеволод Раузер, историк шахмат Михаил Коган и многие-многие другие.
В самое тяжелое время организатором шахматной работы в городе стал мастер Абрам Модель. Он был и директором клуба, и городским инспектором по шахматам, проводил в воинских частях турниры и выдал бойцам-разрядникам более 500 квалификационных билетов. Кроме того, Модель, одновременно исполняя должность начальника эшелонов народного образования, вывез на «большую землю» почти 15 тысяч ленинградских детей!
Абрам Яковлевич организовал в 1942 году в Доме офицеров шахматный турнир, который выиграл перворазрядник Александр Перелыгин, обогнавший двух мастеров и других сильных игроков. Чемпионат 1943 года принес успех доктору Федору Склярову, который в трудные времена помогал шахматистам восстановительными процедурами. После войны Федор Иванович был врачом сборной команды СССР по шахматам. Последний военный чемпионат был проведен в 1944 году уже после снятия блокады. Его выиграл Модель. Через месяц после завершения турнира в бою под Нарвой погиб участвовавший в нем чемпион СССР по шашкам Василий Соков.
В декабре 1943 года открылись двери шахматного кружка во Дворце пионеров. В числе ребят, начавших играть в турнире, оказался Виктор Корчной. В этом соревновании, организованном тем же Моделем, будущий участник матчей на мировое первенство занял третье место. Победил в нем Владимир Обельянинов, после войны ставший капитаном первого ранга и служивший в Севастополе, а второе место занял Леонид Левант, крупный шахматный организатор, ныне здравствующий в Израиле.
После войны вернулись в родной город с фронта будущие гроссмейстеры и мастера, и постепенно Ленинград стал шахматной столицей, подарил миру трех чемпионов — Михаила Ботвинника, Бориса Спасского и Людмилу Руденко, многочисленных гроссмейстеров, тренеров и организаторов шахмат.
По приглашению Северо-Западной ассоциации участников боевых действий в связи с 65-летием снятия блокады в родной город из Швейцарии в эти дни приехал Виктор Львович Корчной, чтобы позаниматься с талантливым петербургским гроссмейстером Никитой Витюговым, встретиться с любителями шахмат и старыми знакомыми. Помянем ушедших, низкий поклон всем, пережившим блокаду. Благодаря их подвигу наш город сохранил и приумножил свою неповторимость как культурный, научный и спортивный центр.