Выработка тактики на предстоящий поединок, внимательное изучение соперника, настрой на игру – все эти элементы предматчевой подготовки претерпели за долгие годы существенные изменения.
На заре футбола о важности тактических установок на игру задумывались очень редко. Как правило, сами футболисты решали, как им следует действовать на поле. Знаменитый форвард Чарли Бучан, дебютировавший в мае 1911 года в «Сандерленде», так описывал первые наставления, полученные в раздевалке: «Пожав всем руки, я принялся натягивать форму. Рядом сидел партнер по атаке Джимми Даррент, сделавший несколько замечаний, которые позволили мне чувствовать себя более непринужденно. Даррент был в самом расцвете своей карьеры и считался опытным правым крайним нападающим международного уровня.
Когда мы уже готовились к выходу на поле, Джимми задал мне вопрос:
– Чарли, как ты относишься к тому, чтобы побегать как следует? И ты можешь сделать то, что я хочу?
– Конечно, – ответил я. – А что бы ты хотел?
– Когда я получу мяч, то двигайся ко мне, но не удаляйся более чем на десять ярдов. Тогда я смогу дать тебе пас.
– А что случится потом, когда мяч уже будет у меня?
– Если я закричу, то отправь мяч по краю, но так, чтобы я смог его догнать. Если крика не будет, то делай то, что тебе заблагорассудится».
В воспоминаниях журналиста Дж. Кэттона, наблюдавшего за футболом конца XIX столетия, редко упоминаются попытки самих игроков разобраться в тактике игры, выработать принципы командного взаимодействия. Игроки клуба «Престон Норт Энд», к примеру, моделировали расстановку футболистов с помощью расставленных на бильярдном столе шахматных фигурок, а в «Хаддерсфилде» тех лет тактические схемы чертили мелом на черной клеенке. Но это было, скорее, исключением из правил.
Известный английский тренер Джесси Картер, работавший в период между двумя мировыми войнами, был уверен, что молодому английскому футболисту не нужно разбираться в тактических нюансах. «Они набираются опыта в играх, а не посредством обучения техническим приемам и тактическим схемам», – утверждал Картер. Уолтер Уинтерботтом, тренер сборной Англии и автор одного из первых пособий по футбольной тактике, вспоминал, что в его бытность игроком «никакой тактической осведомленности не существовало. Люди не знали, как помочь друг другу, как действовать по системе. Они просто играли». Если футболисты и делились друг с другом знаниями, то на условиях конфиденциальности. «Никому не говори о том, что я тебе рассказал», – так обычно завершался разговор знающего себе цену профессионала с желторотым юнцом. Поэтому первые руководства для тренеров, появившиеся в начале 30-х годов, вызвали волну недоверия у наставников и игроков команд, уверенных в том, что методика тренировок сугубо индивидуальна и не может восприниматься как единая система.
Зато, став тренером, Уинтерботтом впал в другую крайность. Томми Лаутон вспоминал, что временами на теоретических занятиях доска была так густо усеяна траекториями движения игроков, что у него возникала головная боль при малейшей попытке понять, что от него требуется. В один прекрасный момент Лаутон встал и заявил: «Послушайте, Уолтер, давайте прекратим эту пустую болтовню. Ведь все предельно просто. Мяч передают вперед на Стэна (Мэттьюза. – C), он проходит по флангу и навешивает, а я подставляю голову. После чего все мы идем по домам». Выпалив все это, Лаутон вместе с Мэттьюзом поднялись со стульев и покинули помещение.
Тренировавший «Ноттингем Форест» в годы расцвета клуба Брайан Клаф придерживался такого же мнения. Он подчеркивал, что в основе хорошей тренерской работы лежат простота и доходчивость. «Футболисты в массе своей народ не слишком ученый, – утверждает Клаф в своей биографии. – Это люди, которые поняли с ранних лет, что они могут зарабатывать себе на жизнь футболом. Мне все это хорошо знакомо по собственному опыту: едва только я понял, что что-то значу в футболе, как история и география перестали занимать мое внимание... Я скорее заставлю своих игроков кататься по полу раздевалки от смеха, чем добьюсь от них заучивания длинного списка инструкций и тактических схем на предстоящий матч».
Ум хорошо, а одиннадцать – лучше
В начале 30-х годов тренер лондонского «Арсенала» Герберт Чэпмен решил воспользоваться разговорами футболистов друг с другом и ввел в практику обсуждение действий команды и отдельных игроков на поле. При этом он попытался проводить подобные беседы в непринужденной обстановке для того, чтобы снять нервозность у игроков, которые не привыкли к публичному обмену мнениями. Одновременно Чэпмен попросил оборудовать стол в своем кабинете схематическим рисунком игрового поля, что помогало ему объяснить подопечным стоящие перед ними задачи.
«Мне показалось, что выигрышным ходом будет встреча всей команды до предстоящей игры, на которой мы сможем обсудить хорошие и плохие стороны нашего выступления на прошлой неделе, – писал Чэпмен в одной из своих колонок в газете The Sunday Express. – Субботним утром, накануне домашнего поединка, мы собирались в одном из отелей города и после легкого ленча принимались дискутировать. Успех первых мероприятий превзошел все мои ожидания. Я председательствовал на этих беседах, и, хотя некоторые игроки могли почувствовать себя обиженными, поскольку на них возлагалась вина за какой-либо промах, немного такта, сдобренного порцией юмора, быстро устраняли ощущение обиды...
Я убежден: успехи, достигнутые “Арсеналом”, в немалой степени зависели от того, что наша команда очень быстро нащупывала слабые места соперника. Признаюсь, что это не было случайностью. Мы знали все о наших противниках еще до того, как выходили на поле, поскольку в результате бесед с футболистами вырабатывался четкий план действий. Он мог, конечно, не сработать, но это не значило, что сбой случался из-за несовершенства предложенного варианта. Эти разговоры имели неоценимое значение для меня самого. Они дарили новые идеи, которыми я впоследствии широко пользовался на практике. Я всегда нахожусь в поисках чего-то нового. Уверен, что не погнушался бы даже заимствованием какого-нибудь предложения у мальчика, продающего программки на стадионе “Хайбери”, окажись оно толковым!»
Прагматический склад ума Чэпмена позволил ему войти в историю в качестве менеджера, заложившего основы современной тренерской школы. По сей день многое из предложенного наставником «Арсенала» используется, но, естественно, с привлечением современных технологий. В частности, готовясь к финальному поединку Лиги чемпионов – 2004 с «Монако», тренер «Порту» Жозе Моуринью, помимо тщательного разбора игры соперников на теоретическом занятии, снабдил каждого игрока команды персональным DVD, на котором была записана подборка эпизодов, иллюстрировавших действия его оппонента. «К примеру, Паулу Феррейра получил DVD с фрагментами игры флангового нападающего французов Жерома Ротена. Нашему центральному защитнику выдали запись действий Морьентеса и Пршо. После того как DVD были изучены, мы провели обсуждение, в ходе которого все поделились впечатлениями от увиденного. В результате, как мне кажется, в игре “Монако” для нас не осталось никаких секретов», – вспоминал Моуринью в своей автобиографии.
Предвестник тотального футбола
Работавший в миланском «Интере» Эленио Эррера стал первым, кто ввел в процесс подготовки к ответственным матчам непродолжительные, похожие на армейские, сборы, во время которых тренер уделял особое внимание сопернику и вырабатывал тактику собственной команды на игру. Это была вынужденная мера, поскольку итальянские футболисты не отличались особой дисциплиной, а Эррере надоело выслушивать упреки болельщиков, наткнувшихся на своих любимцев в ночь перед матчем в каком-нибудь кабаке. Позднее с той же проблемой столкнется великий голландец Ринус Михелс, который будет просиживать ночи напролет в лобби отелей, следя за тем, чтобы никто из его игроков не отправился прожигать жизнь перед матчем. Еще позже такая же судьба постигнет Гуса Хиддинка...
В бытность Эрреры тренером «Интера» раздевалка и клубные помещения были увешаны различными слоганами, изобретенными тренером, который заставлял игроков заучивать их и повторять как мантры. В числе непреложных истин встречались такие перлы, как «Класс + подготовка. Атлетизм + мышление = чемпионский титул».
Однако главный тренерский принцип, на котором зижделась вся система предматчевой подготовки, был сформулирован очень просто: «Taca la bola!» – «Атакуй мяч», и тебе гарантирована победа! Девиз, придуманный Эррерой, предвосхитил наступление эры тотального футбола 70-х годов, когда движение на поле стало определяющим, а владение мячом и прессинг вошли в арсенал сильнейших футбольных команд Европы. Эррера, считавшийся одним из самых яростных приверженцев оборонительной модели игры, постоянно ратовал за то, чтобы пытаться предупредить возможные ходы соперника. «Создавайте на поле свободные зоны, – беспрестанно говорил игрокам Эррера. – В футболе, как и в жизни, живописи или музыке, пустота и паузы столь же важны, как и те места, что заполнены содержанием».
Гнилые ветки
К сожалению, революционные идеи великих тренеров частенько давали толчок инновациям самого дурного тона. Прикрываясь научностью методов подготовки игроков к предстоящему матчу, современник Чэпмена Фрэнк Бакли на тренировочных занятиях «Вулверхэмптона» использовал небольшой электрогенератор, который ударами тока заставлял сокращаться мышцы игроков. Тем самым якобы достигалась эластичность мускулов. Футболисты, которым «посчастливилось» оказаться в ту пору в команде, описывали Бакли, носившего прозвище Майор, как «мужчину угрожающего вида, который мог довести до слез взрослых игроков». В 70-е годы Фредди Гудвин взялся обучать футболистов искусству йоги, а Джерри Саммерс из «Оксфорда» изобрел специальную диету, на которую игроков сажали в пятницу – на следующий день после изматывающей тренировки. В рацион команды в эти сутки входили кукурузные хлопья, молоко, кофе и сливки. Ну а в середине 30-х годов лондонские клубы охотно приглашали к себе священника одного из столичных сумасшедших домов преподобного Колдуэлла, который читал футболистам лекции по так называемой психотактике. Не уверен, что полученные знания пригодились игрокам, зато хорошие отношения с психушками могли сослужить добрую службу некоторым наставникам.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №12 (6-12 апреля 2011 г.)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.