• ФИФА предпочитает тратить

    Планета. Технологии

    12.10.10 09:00

    ФИФА предпочитает тратить - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Одним из итогов прошедшего летом чемпионата мира по футболу стало возрождение полемики относительно качества работы судей, которые просто не успевают за ходом игры. После нескольких результативных ошибок арбитров все ждали, что ФИФА наконец-то примет революционные решения. Однако видеоповторы и технология определения взятия ворот так и не были утверждены. Зато эксперимент с двумя дополнительными судьями в поле был признан успешным. Теперь все гадают, кому выгодно отказываться от практически бесплатной технологии, оплачивая при этом труд прибавившихся арбитров.

    – Это стало сюрпризом для нас, — признается Марио Ханус, директор компании Cairos Technologies, занимающейся разработкой системы определения взятия ворот. — Несколько лет назад Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB) попросил нас внести пару изменений в технологию. Мы это сделали, и теперь она прекрасно работает, тем не менее решение было принято не в нашу пользу.

    Марио Хануса понять можно. Уже несколько лет компания совместно с одним из руководящих органов ФИФА улучшает разработанную ею технологию, но из года в год получает отрицательный ответ. И это при том, что у нее имеются чуть ли не готовые контракты с большинством команд бундеслиги, которые хотели бы применять систему на своих стадионах. Но для их подписания нужна резолюция ФИФА, которой все еще нет.

    Не меньшую ярость испытывают и разработчики технологии «Соколиный глаз», которая применяется в теннисе. «Мы потратили около полумиллиона фунтов и доказали, что она действует, — говорит управляющий директор компании Пол Хоукинс. — Мы считаем разумным, что нам должны возместить потери». «Мы потратили миллионы евро, — вторит ему руководство Cairos. — Наша система работает, но нам даже не объяснили, почему ее отвергают».

    Зато с этого года расширен эксперимент по использованию на матче пяти судей: главного арбитра, двух помощников на бровках и двух — за воротами. В таком составе судейская бригада будет работать не только в поединках Лиги Европы, но и в Лиге чемпионов и на отборочных матчах к чемпионату Европы.

    Цена вопроса — 2,5 миллиона евро

    — За каждый матч вы должны платить двум дополнительным судьям, — говорит Ханус. — Это гораздо дороже внедрения нашей системы.

    Сколько стоит их технология, Ханус, конечно, не рассказывает. Но вот подсчитать, во сколько обойдется нововведение с двумя дополнительными судьями, вполне реально. Впрочем, официальные цифры о размере вознаграждения четвертого и пятого арбитров пока что не опубликованы.

     

    Арифметика проста. Один день судьи высшей категории на национальном уровне стоит 200 евро. Минимальный визит в город проведения матча — двое суток, что дает 400 евро на одного человека, или 800 — на двоих. Плюс к этому каждый из них получает гонорар за игру. Главный судья в матчах Лиги чемпионов зарабатывает 4000 евро, помощник на линии — около 2000, резервный — не более 1500. Очевидно, что два арбитра за воротами должны выполнять не меньший объем работы, чем боковые. Это позволяет утверждать, что и гонорары у них будут на том же уровне — 2000 евро за игру (4000 на двоих). В Лиге Европы заработки примерно на треть ниже, то есть в районе 1200 евро за матч (2400 на двоих). Сюда же необходимо прибавить прочие расходы — на транспорт и жилье, которые сильно разнятся в зависимости от города и страны.

    Чтобы не пугать читателей цифрами и формулами (при желании каждый может сам подсчитать расходы на каждый из игровых дней в любом турнире), предложим уже готовые итоговые показатели. Эксперимент с двумя дополнительными судьями в обоих кубковых турнирах потребует от УЕФА увеличения расходов на оплату работы судей как минимум на два с половиной миллиона евро.

    Регби не испугался

    В Великобритании часто говорят, что во многих вопросах, связанных со спортивной экономикой, регби идет на шаг впереди футбола. Так получилось и на этот раз. В регби уже в 2001 году при проведении крупных соревнований были введены видеоповторы ключевых эпизодов матча. И никто не испугался, в отличие от президента ФИФА Йозефа Блаттера, того, что ход поединка будет разделен на неравные отрезки, в результате чего игра потеряет свою динамику. Эта ситуация тем более удивительна, что в регби судья не останавливает встречу, даже если кто-то из игроков упал на газон с травмой, поскольку врачи команды имеют право оказывать помощь на поле в ходе матча. Динамика игры в этом виде спорта настолько высока, что тренер может произвести временную «замену по крови» травмированного спортсмена для того, чтобы, играя в меньшинстве, не дать преимущества сопернику.

    Наверное, руководство мирового регби просто умеет считать деньги. Прекращение споров о судейских ошибках стоило нескольких минут во время матча, потраченных на то, чтобы четвертый арбитр посмотрел повторы. При этом сразу были четко оговорены правила: помощь видеоарбитра требуется только в эпизодах, связанных с набором очков; четвертый судья может вмешиваться в ход матча, лишь когда его об этом попросит главный. Стоит также обратить внимание на то, что речь идет о тех повторах, которые предоставляет транслирующая матч компания. Судья принимает решение по той же «картинке», которую видят болельщики у себя дома, что и вовсе убивает какие-либо споры.

    Правильность решений — 99,9 %

    Пока арбитры в поле носятся за игроками, свистя и делая отмашки флажками, один из членов судейской бригады сидит за пределами стадиона и смотрит на телевизионный экран. Это — видеоарбитр. В настоящий момент он является одним из самых важных участников регбийных матчей. От его глаза зависит правильность, причем уже никем не оспоримая, принятого главным арбитром решения.

    Четвертый судья занимает место чаще всего в автофургоне компании, организующей трансляцию матча. Перед его глазами экран, на голове наушники с микрофоном, с помощью которых он имеет право общаться лишь с арбитром (рядом еще один комплект на случай, если что-то случится с основным), на столе часы, идущие синхронно с главными, правила игры в регби (на всякий случай), бутылка воды и пачка леденцов или жвачки.

    — За восемь лет моей практики проблем с трансляцией не было ни разу, — говорит один из самых опытных видеоарбитров Джофф Уоррен, отработавший более 300 матчей. — Если же вдруг, ни с того ни с сего, что-то случится с радиосвязью, то у меня всегда есть мобильный телефон, с помощью которого я могу связаться с резервным арбитром, а он уже выбежит на поле и донесет мое решение до главного.

    Первый спорный эпизод в матче — арбитр не может определить, был ли занос, поэтому он делает рукой знак «Т» и рисует в воздухе квадрат, означающий, что требуется помощь видеоарбитра. На экране появляется первый повтор — со спины атакующего игрока. Судья носом почти касается монитора, чтобы внимательнее изучить эпизод, и просит у директора трансляции показать картинку с другого угла. Нет, заноса не было, и судья сообщает это в микрофон главному арбитру. На экране телевизора тот кивает, дает свисток, и матч продолжается. На все про все уходит чуть менее 30 секунд.

    — Увидеть, что не было заноса, можно с первого же раза, — продолжает Уоррен. — Но когда у тебя есть техническая возможность, всегда лучше удостовериться. Я — фанат этой системы, ведь она позволяет на 99,9% принимать верные решения. Это то, чего хотят все. Считаю, что это одна из причин, по которым в регби сейчас потекли серьезные деньги.

    Тем временем на поле происходит еще один спорный эпизод. И арбитр вновь обращается к помощи судьи у монитора. Он вновь просматривает два повтора и дает положительный ответ: команде должна быть засчитана попытка.

    — В некоторых случаях очень трудно определить, что было в том или ином эпизоде, — признается Уоррен. — И тогда многое зависит от того, как поставит вопрос арбитр. Если он спросит: «Это попытка — да или нет?», у меня есть возможность самому принять решение. Но ведь он может сказать: «Есть ли хоть одна причина, по которой я не должен ее засчитывать?» И тогда, если ни один из повторов не дает мне четкого ответа, я отвечаю: «Я не вижу ни одной причины, по которой ее не стоило бы засчитывать». Это тонкости, но из них состоит игра. И, уж поверьте, такие случаи бывают далеко не каждый раз.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»