Bроде давно это было, а посмотришь на календарь – нет, всего четыре года прошло.
Февраль две тысячи седьмого. Крошечный курортный Нордвайк на Северном море. Стонущие на холодном ветру чайки. Фешенебельнейший отель. Чопорные англичанки, с недоумением косящиеся на статных ребят, идущих через холл в сторону бассейна прямо в банных халатах.
На носу товарищеский матч с Голландией. Сборная недавно обыграла Македонию – в той встрече для нас, по сути, решалось все в отборочном цикле к Евро-2008. На старте ведь были две домашние ничьи. Сначала с Хорватией. Потом с Израилем, после которой и прозвучало знаменитое: «Гус, да ты не волшебник!» Аховое было положение, но ничего, команда справилась.
Матч с Голландией снова погрузил болельщиков в пучину разочарования. 1:4, да еще и совершенно по делу. Бессонная ночь в отеле рядом с аэропортом, потом непонятно куда пропавший чартер, томительное ожидание в зале вылета.
Выручила самоирония. Кто-то вспомнил, как утром, в день матча, Гус повел игроков прогуляться по побережью, после чего команда завернула в ресторанчик и съела по порции яблочного штруделя под чай-кофе. Корнеев переводил слова главного тренера: мол, в голландском футболе давно существует такая традиция – отведать на удачу пирога перед игрой. Естественно, все оживились. Аршавин подкалывал Игоря по поводу оплаты счета, Быстров вел себя точь-в-точь как Градусник из романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», обрушившего в те дни все рекорды популярности.
Так вот, воспоминания в аэропорту начались с безобидного вроде бы как вопроса Васи Березуцкого:
– Я, конечно, все понимаю. Проиграли, теперь на фиг никому не нужны. Это логично. Мне только одно неясно: зачем мы пирог ели?
Примерно через год, пусть не в феврале, но все равно в самом начале сезона, пробившаяся – по мнению большинства лишь благодаря хорватам – на Евро сборная полетела играть товарищеский матч в Румынию. Хиддинк на сей раз в день игр команду на прогулку с пирогом не повел. Но все равно получил от средней, в принципе, сборной ту же самую обидную разницу в счете. 0:3 – и уязвленное самолюбие болельщиков вынудило их высмеивать команду. Как можно больнее – чтобы даже наедине с самим собой максимально дистанцироваться от ощущения лузерства.
В феврале две тысячи девятого Гус вместо контрольной игры решил ограничиться тренировочным сбором в Турции, породившим бурную дискуссию с клубами – на предмет целесообразности происходящего. Что повлияло на его решение – вопрос. Может, две эти оплеухи и последовавшие за ними нежелание прививать команде пораженческие комплексы. Может, рассказы Бородюка о Лобановском, февральско-мартовские матчи тоже особо не любившем. Да и за что было их любить, если та великая сборная СССР, выросшая вокруг двух великих киевских команд, результатами болельщиков в те месяцы тоже особо не баловала. Ничья с Чехословакией, поражение от Аргентины, разгром в Италии – сродни голландскому. Ничья с Уэльсом, натужная победа над Болгарией.
«Не наше время», – как говорят очевидцы, такой была реакция мэтра.
И сейчас, через три с лишним десятка лет, тоже оказывается, что не наше.
Сентябрь-октябрь – это да. Сборная всегда в эти сроки успешно играла. По крайней мере раньше – по прежней схеме.
Впрочем, поражение от Ирана в Абу-Даби все это не оправдывает. Отчасти объясняет, но не более того.
Может, и впрямь сборная постарела? Даже не паспортно, а… мотивационно, что ли? В чем ведь особенность ветеранов – они более зрело расходуют свои силы. Знают, когда самый важный матч, а когда – не очень.
Вероятно, и Адвокат думает точно так же. Потому что после игры в раздевалке не было ни шума, ни разноса. Одна-единственная фраза: мол, если вы и в Армении будете так же играть, никакой победы не будет.
Что логично: вокруг взрослые люди, зачем кричать? Все и так все должны понимать.
Думаю, они понимают. Или, опять-таки, должны.
Когда я смотрел на игру сборной, то все сильнее начал задумываться о том, что у большинства игроков через неделю первые официальные матчи – в Лиге Европы. И хорошо, если они действительно берегли себя к ним, пусть и таким удивительно обидным для нас, болельщиков, образом. Тогда – если в Лиге Европы все будет как надо – результат матча с Ираном окажется глубоко вторичен.
Значит, просто экономили силы и здоровье.
Но если, не дай бог, все пойдет по худшему сценарию – что тогда?
Тема обновления сборной, внезапно всплывшая после игры с Ираном, думается, и есть та самая причина, по которой была нужна эта поездка в Абу-Даби.
Дело не в игровых связях. Как их восстановишь, наиграешь за одну тренировку?
Дело в возможности самим увидеть, у какой черты оказалась сборная.
После матча в Армении команда, скорее всего, полетит в Катар на товарищескую игру с хозяевами мундиаля-2022.
Если и эти встречи пройдут на той же волне, тогда риторический вопрос «Нужно ли обновлять сборную?» – может превратиться в злободневный.
А если нет… Опять придется сказать: не наш месяц февраль. Не наш.
Вот и Адвокат над этим уже задумался, мол, что через год в эти дни делать – игру или сбор?
Так что – хорошо, что съездили. Понимание проблем более четкое наступило. Интересно только – у всех ли.
Хотя грустно, если честно.
«Истории Илья Казакова» из еженедельника «Спорт день за днем» №5 (16-22 февраля 2011 года).