• Фанат или Магнат?

    Клубы по интересам

    03.06.10 17:09

    Фанат или Магнат? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Интернет сегодня — важнейшая, неотъемлемая часть нашей жизни. Для очень многих — телевизор, телефон, радио и многое другое «в одном флаконе». Это еще и клубы по интересам. Виртуальные, что оперативнее, и уже тем самым для многих более удобные. В перечне интересов огромного процента населения планеты футбол на первом или прилегающих к нему местах. Болельщицкие клубы в Интернете множатся, как грибы после дождя. Чтобы как-то разобраться в этом море и научиться плавать в нем, «Спорт» занялся исследованием сетевых фанатских ресурсов. Мы планируем и впредь изучать эту тему и приглашаем к обсуждению представителей фан-движений, обладающих собственными сайтами.

    В 33-м секторе идет оживленная дискуссия: хорошо это или плохо, что в «Зените» теперь столько чехов? К единому мнению прийти не удается — кто-то ругает прежде всего Гартига, кто-то Ширла, а кто-то вовсю проклинает пана Петржелу. Однако никто не лезет в драку, потому что драка в 33-м секторе — это что-то из раздела фантастики. И дело не в том, что дискуссию ведут не самые жаркие ребята, а в том, что «33 сектор» — это всего лишь сайт и драться здесь можно только с помощью «месседжей», или по-русски — сообщений. На дворе, кстати, 2003 год.

    Хороший сайт — много фанатов

    Таких сайтов, где можно было бы найти единомышленников и обсудить с ними любимую команду, в начале нулевых было не так уж много. Во-первых, «интернетизация» тогда еще не так активно бродила по стране, во-вторых — не так уж просто в то время было сделать сколько-нибудь порядочный сайт, в-третьих, мало кто рассматривал создание сайтов как источник дохода, посему многие подходили к этому делу, что называется, с душой.

    Сейчас сайтов поклонников «Зенита» в Интернете очень много. Конечно, главный из них — официальный сайт ФК «Зенит», очень популярный среди болельщиков: в рейтинге сервиса Liveinternet.ru он занимает первое место среди всех клубных сайтов Рунета (это касается и футбола, и хоккея, и баскетбола, и других командных видов спорта). Позади, на второй позиции, — официальное интернет-представительство московских армейцев.

    Вы можете спросить: а как же московский Спартак? Дело в том, что официальный сайт красно-белых не пользуется такой популярностью, как сайты спартаковских фан-клубов: fanat1k (фанатик), Фратрия, RedWhite. Конечно, приятно московскому «Спартаку», что у него самое многочисленное фанатское интернет-движение, однако нельзя не отметить тот факт, что «недоверие» фанов к официальному сайту — довольно серьезное упущение со стороны руководства клуба, которое посредством интернет-трибуны может грамотно управлять своими болельщиками, направляя их энергию на благо команды.

     

    «Я предпочитаю пользоваться «фанатиком», потому что на нем публикуются абсолютно все новости, хоть как-то касающиеся «Спартака». Поэтому мне нет смысла заходить на официальный сайт, если все то же самое я могу прочитать на любимом мне «фанатике». На официальный сайт я захожу только для того, чтобы посмотреть какую-нибудь статистику или еще что-нибудь подобное», — говорит пользователь «фанатика» с ником КБ-Питер.

    «Популярность фанатских сайтов заключается в том, что там есть возможность общения фанатов, возможность обмена мнениями. Я всегда могу узнать, что думают мои «коллеги по болению». И это интересно!» — добавляет КБ-Питер.

    Интернет-джунгли

    В начале нулевых можно было выделить сугубо фанатские проекты: это были либо какие-то информационные странички, либо целые интернет-порталы, состоящие из новостей, гостевых, форумов и чатов для общения болельщиков. Преимущественно все такие сайты были сделаны с помощью популярного тогда сервиса narod.ru. Причина была довольно проста: по тем временам на «народе» абсолютно бесплатно и без особых знаний языков интернет-программирования можно было сделать вполне приличный ресурс.

    Одним из таких сайтов, кстати, и был «33 сектор», о котором упоминалось в начале обзора. Такие ресурсы создавались исключительно из благородных целей. Обычно «разгадать» искренность создателя сайта можно было по его сообщениям на форуме. Честно скажу, в начале нулевых мне не встретился ни один сайт, где идейным лидером не являлся бы сам создатель проекта. Да и зачем было в то время создавать ресурсы «не для себя» простому обывателю? Не было тогда таких легких способов монетизации любых, даже самых простеньких в исполнении проектов, какие есть на сегодняшний день (начиная от бирж ссылок/статей, заканчивая файлообменниками и СМС-мошенничеством).

    «Я помню случай, когда администратор сайта открыл тему на форуме, где нужно было поставить свою подпись в защиту одного болельщика, которого вроде как необоснованно задержала милиция. Подписей было собрано довольно много, администратор подошел к делу с душой, постоянно писал очень эмоциональные сообщения», — говорит экс пользователь «33 сектора» с ником pilat об искренних намерениях администраторов в начале нулевых.

    Сегодня «фанатские» сайты о «Зените» можно разделить на пять категорий.

    1. Официальный сайт ФК «Зенит». Помимо всех плюсов главного онлайн-представительства клуба на Неве можно отметить еще активную работу с болельщиками. На официальном сайте целый раздел посвящен болельщикам. В этом разделе есть все, что нужно любому фанату, — от истории фанатского движения в Санкт-Петербурге до объявлений о различных мероприятиях, устраиваемых непосредственно для поклонников «Зенита».

    2. Официальные фанатские сайты — это сайты различных объединений, которые заслужили уважение со стороны болельщиков. Яркие примеры: ЗИА или «Зенит Интернет Альянс», а также объединенный сайт фанатов ФК «Зенит» — «Ландскрона». Эти сайты создаются под конкретные цели: от банальной — общения, до чисто практических — организация поездок, проведение различных конкурсов, турниров среди фанов.

    3. Неофициальные фанатские сайты — это разнообразные проекты, посвященные любимой команде. Часто сделаны с помощью различных бесплатных движков и размещены на бесплатных хостингах (на таких, как ucoz.ru, narod.ru). Здесь собирается какая-то небольшая группа фанов, например из какого-то конкретного города, или любители футбольного прогноза.

    4. Заброшенные сайты — в основном это проекты, которые были популярны в начале нулевых (такие как «33 сектор»), теперь же они забыты как пользователями, так и владельцами. Правда, владельцами они забыты лишь в некоторой степени. «33 сектор», например, сегодня является мертвым сайтом (в плане обновлений), на котором висит удивительно большое количество различной рекламы. Благодаря тому, что сайт когда-то был популярен и до сих пор имеет трафик с поисковых систем, его владелец просто-напросто сделал из него своеобразный платный музей.

    5. Коммерческие сайты (в негативном смысле) — это проекты, открытые с целью заработка на них легких денег. Их владельцы — люди, к футболу не имеющие обычно никакого, даже малейшего, отношения. Их цель — затащить на свой сайт болельщика любым доступным методом и каким-то образом заработать с помощью этого болельщика. Так, совсем недавно в СМИ широко освещался случай с мошенниками, которые через свой интернет-магазин успешно продавали нелегальную продукцию, используя имя Андрея Аршавина.

    Врага надо знать в лицо

    Так кто же эти люди, которые пользуются доверием поклонников футбола в своих корыстных целях?

    Дело в том, что за последние два-три года в Рунете появилось очень много платформ, с помощью которых можно легко заработать деньги. Или лучше сказать по-другому: заработать легкие деньги. Есть очень простой способ, который используют люди, создавая якобы фанатские сайты о «Зените»: создается «тупой» сайт под определенные ключевые слова. Все очень просто: человек, который хорошо разбирается в том, как работают алгоритмы поисковых систем, делает сайт, заточенный специально под них. Дело нередко доходит до абсурда, наверняка вы не раз видели в Рунете странички с содержанием типа «Добро пожаловать на сайт о футбольном клубе «Зенит» — здесь представлена лучшая информация о футбольном клубе «Зенит», сайт создан специально для поклонников футбольного клуба Зенит. В этом случае ключевая фраза — «футбольный клуб Зенит», и создатель сайта рассчитывает на то, что человек, набравший в Яндексе или Google эту ключевую фразу, в конце концов попадет на этот «тупой» сайт.

    Таких ключевых фраз может быть сколь угодно много, с помощью них создатели подобных сайтов получают какое-то количество посетителей в день. Цель ясна — выжать с этих посетителей максимум денег. Это можно делать, как уже писалось выше, очень разными способами, от вполне легальных (какие-нибудь рекламные баннеры, клик по которым приносит владельцу сайта какие-то средства) до незаконных (все то же мошенничество посредством СМС: «Отправь СМС на номер хххх и получи мелодию — гимн ФК Зенит»). На деле же можно подхватить опасный вирус, а вовсе не мелодию гимна.

    Сам не плошай

    Можем ли мы сказать, что к концу нулевых фанат, активный не только в реальной жизни, но и в онлайне, превратился в магната? В некоторых случаях можем. А можем ли мы сказать, что фан-движение в Интернете стало более развитым, организованным, с успехом использующим новейшие технологии? Пожалуй, да.

    Некоторые сайты, которые существовали лет десять назад, сейчас уже ничего из себя не представляют. Однако появилось много новых интересных современных проектов, с помощью которых болельщики общаются, тусуются, организуются и т. д. А с официального сайта «Зенита» вообще можно брать пример любому клубу РФПЛ: он постоянно меняется в лучшую сторону, развивается.

    Если набрать в Яндексе «ФК Зенит», поисковая система выдаст 4 млн страниц. Однако сколько из этих страниц имеют действительно полезное содержание для тех, кто ищет какую-то информацию о любимом клубе? И не настанет ли такой день, когда, набрав в Яндексе «футбольный клуб Зенит», мы на первом месте увидим вовсе не официальный сайт, а «рога и копыта», где нам предложат отправить эсэмэску на четырехзначный номер?

    Бороться со страничками сомнительного содержания трудно. Вполне возможно, что их будет появляться все больше и больше («Если они позволяют зарабатывать легкие деньги — почему бы и нет», — думают владельцы таких сайтов). Такие странички портят репутацию клуба, обманывают людей и не приносят обычно никакой информационной пользы.

    Есть один простой способ борьбы с подобными проектами: если вы все же случайно забрели на такой сайт, не поддавайтесь соблазну, не отправляйте СМС и не щелкайте по сомнительным баннерам (скорее всего, такие клики приведут вас прямиком на страничку с голыми женщинами, разносящими на блюдечке вирусы). Просто закройте страницу. Этим вы внесете существенную лепту в борьбу против тех, кто наживается на имени «Зенита», да и других клубов тоже. В противном случае вы можете потерять несколько сотен рублей, а вместо привычного рабочего стола на домашнем компьютере в следующий раз получить синий экранчик.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»