«Челси», «Арсенал» или «Лос-Анджелес Кингз»? Именно такой выбор стоял на этих выходных перед английскими болельщикам. Судя по тому, что билеты на заморскую забаву разошлись за считаные минуты, желающих посмотреть на энхаэловский хоккей в Лондоне оказалось более чем достаточно. Таким образом, очередной тест прошел успешно, и НХЛ сделала следующий шажок к полномасштабной экспансии на европейский хоккейный рынок.
Решение открыть регулярный чемпионат в Лондоне – не причуда, а часть долгосрочной программы по международному развитию НХЛ. Лига и раньше привозила команды на предсезонные игры в Европу, но официальных матчей, да еще с участием обладателя Кубка Стэнли, здесь еще не было. Более того, пусть и неофициально, но в НХЛ стали поговаривать, что руководство Лиги все более серьезно присматривается к перспективе расширения на европейский континент.
НХЛ – не единственная спорторганизация в Северной Америке, которая устремила свои взоры за океан. Комиссионер НБА Дэвид Стерн сказал мне, что через 10–20 лет НБА точно будет играть в Европе. Хотя хоккейные функционеры от подобных заявлений воздерживаются, нельзя исключать, что НХЛ может даже опередить своих баскетбольных коллег.
Что же привлекает Гарри Беттмэна в старушке Европе? Как и любой бизнес, НХЛ стремится к постоянному росту. Застоя быть не должно. На сегодняшний день лига оперирует на 30 североамериканских рынках и ежегодно рапортует об увеличении выручки, которая в целом по НХЛ превышает миллиард долларов. Цена самих команд стремительно растет (даже убыточный «Нэшвилл» чуть было не ушел за $240 млн). Однако в долгосрочной перспективе американский рынок не безграничен. Рано или поздно он достигнет хоккейного насыщения.
Европа представляет собой великолепную площадку для дальнейшего роста. Болельщики прекрасно знают и любят хоккей, население платежеспособно, а местные игроки с большим удовольствием будут играть дома, чем в Штатах или Канаде. Более того, по слухам, Лига рассматривает возможность создания европейского дивизиона из 5–6 команд, которые играли бы между собой и выезжали в Северную Америку на достаточно продолжительные турне. Среди возможных кандидатов на роль обладателей этих команд называют, в частности, Лондон, Кельн, Прагу, Стокгольм, Хельсинки и Франкфурт. За отсутствием договора с ФХР и вследствие нежелания разбираться в российской политической и экономической ситуации в нашу сторону пока не смотрят.
Однако не все так безоблачно на европейском горизонте. Проблем с возможным расширением пока не меньше, чем преимуществ. Вот только некоторые из них.
Стадионы: энхаэловские арены должны вмещать минимум 17 тысяч зрителей. Подобных стадионов в Европе раз два и обчелся (Лондон, Прага, Кельн).
Билеты: европейский болельщик привык платить за билет до $30 за игру, в то время как энхаэловские цены, как правило, в 3–4 раза выше.
Телевидение: предсказать телерейтинги и выручку от трансляций пока не представляется возможным. Кроме того, из-за разницы в часовых поясах евротрансляции вряд ли вызовут большой интерес в Северной Америке.
Драфт: неясно, на каких условиях европейские команды будут драфтовать североамериканцев. Будут ли юниоры переезжать в Европу?
Расстояния и часовые пояса: трансатлантические перелеты и постоянные смены часовых поясов могут негативно сказаться на физическом состоянии хоккеистов, а значит, и на качестве игры.
В любом случае в ближайшие несколько лет НХЛ, скорее всего, ограничит свое европейское присутствие проведением выездных матчей регулярного чемпионата. Однако капитализм не остановишь, и как только в Старом Свете появится достаточно площадок нужного калибра, Лига немедленно откроет европейский филиал. Это, конечно, вопрос не года-двух, а десятилетия, однако вектор равития в НХЛ уже определен. На Европу!