Сегодня в постоянной рубрике «Спорта День за Днем» основные события последних недель комментирует двукратный олимпийский чемпион, знаменитый в прошлом нападающий московского «Спартака».
Команда Знарока не может варьировать тактику по ходу матча
А вот что касается второй встречи, здесь уже неплохо играла вся наша команда, за исключением двух-трех человек. В первом периоде наши хоккеисты и вовсе смяли соперника, создали множество голевых моментов, но забить не смогли. А во второй двадцатиминутке российская сборная почему-то резко сбавила в движении. Шведы же перешли на другую тактическую схему, против которой у Олега Знарока и его тренерского штаба не нашлось достойного ответа. В первую очередь игроки соперника стали раньше, уже у красной линии, «накрывать» наших защитников. Плюс игроки обороны шведов сами часто брали игру на себя и входили в зону россиян с шайбой. Эта тактика очень рискованная, она требует четкого выполнения тренерского задания, и соперник с этой задачей справился. В общем, второй и третий периоды повторного поединка в Мытищах в исполнении сборной России меня не впечатлили.
Беда в том, что наша сборная не может варьировать тактику по ходу матча. Существуют порядка шести так называемых тактических «скелетов», но из них тренерский штаб российской команды использует в лучшем случае два. Самый популярный вариант — «1–4», который по-другому можно назвать «с шашками наголо». Если соперник находит против него противоядие, то россияне сразу попадают в тупик, не знают, что делать на льду. Что мы и наблюдали во втором матче со шведами.
Воздержался бы от восторженных отзывов в адрес Тарасенко
Малкин и в звене с Ларионовым и Макаровым погоды бы не испортил
Если говорить о классической первой пятерке, я всегда исхожу из сравнения с предыдущими поколениями хоккеистов. После знаменитого трио Макаров — Ларионов — Крутов у нас еще было классное звено Могильный — Федоров — Буре, но, во-первых, совсем недолго, во-вторых, уже без таких суперзащитников, какими были Фетисов и Касатонов. Против Ларионова с партнерами соперники попросту не знали, что делать, потому что угроза исходила от каждого из пятерых находившихся на льду игроков. Вот это были настоящие лидеры! Кстати, поставь сейчас к тем же Макарову и Ларионову Малкина, и он бы картины не испортил. Потому что Евгений — хоккеист того же высочайшего уровня. Но в нынешней сборной он один. А целого такого звена, тем более пятерки, у российской команды на сегодняшний день нет.
Что касается Тихонова, я бы его на чемпионат мира взял. Да, катание у Виктора не самое идеальное, где-то даже корявое, но зато он очень работоспособный хоккеист, в каждом матче готов биться в кровь. К тому же он обладает неплохим броском и универсален, способен сыграть и в большинстве, и в меньшинстве. Такой игрок в четвертом звене сборной обязательно нужен.
Если у клуба есть деньги, пусть покупают кого хотят
Мы копируем американцев, но у них работа с детьми начинается с 3–4-х лет
Если оглянуться в прошлое нашего хоккея, все самобытные мастера появлялись из дворового хоккея. Если у юных Харламова, Якушева, Ляпкина и был тренер, то он не загонял будущих звезд в какие-то рамки, позволял им раскрывать свой талант. Мы сейчас киваем в сторону американцев и пытаемся скопировать их опыт на уровне взрослых юношей. Но те же американцы на самом деле начинают обучение юных хоккеистов гораздо раньше, с трех-четырех лет! Первым делом внимание уделяется катанию, затем дети осваивают работу с клюшкой, разучивают финты, с ними работают индивидуально. И только в 13–14 лет начинаются серьезные занятия по атлетизму — раньше просто детский организм не выдержит серьезных нагрузок. И все это в мельчайших подробностях расписано в методических пособиях, сколько времени каким компонентам уделять по ходу полуторачасовой тренировки. Вот когда можно говорить о планомерном подходе к развитию хоккея!
Большие сомнения у меня вызывает и факт включения юношеской сборной в чемпионат МХЛ. Президент ФХР Владислав Третьяк утверждает, что сначала ребята будут крупно проигрывать более старшим юниорам, но затем «обобьются» и в своем возрасте на чемпионате мира станут всех «выносить». Но, во-первых, любое поражение все равно сильно бьет по психике любого хоккеиста, тем более юного. А во-вторых, обобьются и станут сильнее только те, кто обладает талантом и характером. На всю команду таких окажется два-три человека, не больше. Остальные же так и останутся средненькими хоккеистами, которых в лучшем случае пригласят отнюдь не ведущие клубы КХЛ.
В общем, как мне кажется, вся эта затея с юниорской сборной — выбрасывание денег на ветер. А ведь эти средства можно было бы действительно направить на развитие нашего детского хоккея, о чем я и сказал чуть выше.