• Этот город в огне

    28.04.12 16:13

    Автор: Спорт день за днём

    Мы болтаемся на заднем сиденье старенькой «Нивы», подпрыгивающей через каждые десять секунд. Дорожное полотно оставляет желать… За рулем — владелец небольшой сочинской фирмы, продающей какие-то массажеры. Он не прочь подработать таксистом и повозить людей по городу — массажное дело не приносит больших доходов. Коренастый, с рыжей бородой, он погружен в какие-то свои думы и насущные проблемы. Что значит для него слово «Олимпиада»?

    Организованный беспорядок

    Прилетающих в аэропорт Адлер туристов встречает плакат «Наши Олимпийские игры уже начались». Вот так организаторы рапортуют об успешном процессе подготовки к горячей зиме-2014. Впрочем, почувствовать приближение Игр на первый взгляд довольно трудно. Театр начинается с вешалки, а олимпийская столица — с автомобильных дорог, ведущих от аэровокзала в город. Если охарактеризовать одним словом дорожный трафик, то это попросту коллапс. Пока.

    Чтобы преодолеть не такое уж большое расстояние до въезда в Сочи, иногда приходится провести в пробке три-четыре часа. Организаторы не первый год пытаются привести трассы в должное состояние, ведут неравный бой с горным рельефом… В итоге пока путешественникам приходится довольствоваться в большей части пути однополосным движением, и поэтому любое небольшое ДТП вызывает серьезные проблемы.

    Но если вы думаете, что все сложности кончились, когда вы все-таки добрались до самого Сочи, то заблуждаетесь. Перемещение на авто внутри города также затруднено до предела. В час пик из-за тех же работ по реконструкции и расширению трасс движение центра больше напоминает броуновское: автомобили безуспешно пытаются слиться в хоть какое-то подобие организованного потока. Поэтому, когда наступит время возвращаться обратно в аэропорт, не забудьте оставить про запас несколько часов, чтобы не опоздать на самолет.

    Есть ли надежда, что эта проблема будет решена в городе к Олимпиаде? Городские власти считают, что есть. Но население настроено не так оптимистично, и среди горожан ползут слухи, что в феврале 2014-го движение будет разрешено только для общественного транспорта и лиц, непосредственно связанных с Играми. Впрочем, есть и альтернативные способы передвижения. От адлерского аэропорта можно отправиться в сторону города на скоростном поезде вроде «Сапсана».

    Сочи остался без соревнований

    Кстати, если вы еще не знаете, сам Сочи в Олимпиаде задействован не будет. Все спортивные объекты будут располагаться в двух кластерах. Первый — Красная Поляна — знаменитый горнолыжный курорт, где кроме любителей этого вида спорта будут базироваться биатлонисты, лыжники, бобслеисты, саночники и прочие фристайлеры. А в районе Адлера, того самого, где находится аэропорт, расположатся хоккеисты, конькобежцы и фигуристы.

    Горнолыжная трасса в Красной Поляне — первый из олимпийских объектов, который был запущен в эксплуатацию. В строительстве помимо миллиардера Владимира Потанина принял участие еще один достаточно обеспеченный человек — Михаил Прохоров, который ранее предпочитал французские Альпы. Видимо, в свободное от руководства отечественным биатлоном время. Там же находится его «скромная» резиденция, выделяющаяся даже среди далеко не самых скудных построек.

    Уже известно, во сколько обходится рядовому жителю почувствовать себя участником исторических событий. За право пользования подъемником в течение дня вам придется отдать 1800 рублей. Как тут не подумать, что горные лыжи — занятие не для бедных людей… Но давайте спустимся с поднебесья на землю.

    Зайка не продается

    В самом Сочи приближение Олимпиады не очень заметно. Если не считать продавцов квартир, поднявших цены на жилье до космических высот сразу после того, как город был объявлен столицей XXII по счету зимних Игр.

    Сейчас самая скромная однокомнатная квартира (новая) стоит около 3,5 миллиона рублей. Так что по ценам на жилплощадь черноморская столица догнала столицу российскую. Правда, в последнее время спрос на жилье в Сочи падает, в городе большое количество недостроенных домов. Да и в целом цены, даже учитывая то, что курортный сезон не начался, бьют по карману обывателя.

    Зато туристы могут быть уверены, что не останутся здесь голодными. Всевозможные ресторанчики и кафе поражают своим количеством и разнообразной специализацией. Чтобы утолить голод, можно потратить куда меньше денег, чем в Питере и Москве. В то же время неприятно удивляет полное отсутствие возможности приобрести товары с олимпийской символикой, хотя талисманы «живут» уже не первый год. Во всем городе широко известен лишь один магазин, где продаются Белый Мишка, Леопард и Зайка. Купить-то их там, как и прочие товары с олимпийской символикой, можно, вот только не все могут себе это позволить… Футболка, например, опустошит кошелек почти на четыре тысячи.

    В то же время власти беспощадно борются с контрафактной продукцией. Если вы решите начать свой бизнес по продаже олимпийских товаров, то первый раз вас ждет штраф в районе все тех же четырех тысяч рублей, а в дальнейшем вас просто лишат лицензии на торговлю. Так что в отличие от Ванкувера, где наряду с официальными магазинами благополучно существовали ларьки с игрушками made in China (способность опустошить карман у них была небольшая), здесь все сложнее.

    Никаких людоедов!

    Отсутствие в городе серьезных профессиональных команд сказывается на общем интересе к спорту. Даже скандально известные щиты с Дэвидом Бекхэмом не смогли разбудить жителей. Возрожденная «Жемчужина», поражавшая других жителей России своими амбициозными планами, в городе осталась без должного внимания. И когда с сочинцами заводишь разговор о футболе, люди гораздо охотнее вспоминают времена Арсена Найденова, а молодое поколение лишь немного интересуется игрой команд вроде «Барселоны» и Лигой чемпионов. Уход в небытие «новой» «Жемчужины» для многих остается тайной…

    А в целом сочинцы, как и жители всех других южных городов, отличаются природным оптимизмом. Видимо, сказываются теплая погода и большое количество солнечных дней. На временные трудности, связанные с олимпийской стройкой, они стараются не обращать внимания. И считают Сочи самым спокойным городом России. Если еще десяток лет назад курорт претендовал на звание криминальной столицы южной России, то теперь с оргпреступностью вроде бы покончено. Да и людей с подозрительной внешностью и вызывающим поведением не видно. По улицам можно гулять хоть всю ночь — никто не тронет. Несмотря на ассорти из национальностей, никаких конфликтов на этой почве не возникает, а слово «скинхед» вызывает у сочинцев такой же ужас, как упоминание африканского людоедства. Многие автовладельцы от такой расслабухи бросают своих «коней», даже не закрывая их. А понятия «парковка» у сочинцев, кажется, и вовсе нет. Свои машины они оставляют по принципу «бросил наугад и ушел». Еще и поэтому движение и так по узким улицам, как уже было сказано, затруднено до предела.

    Водитель «Нивы» довозит нас до места назначения и дарит визитки — каждый клиент его фирмы, пусть и глубоко потенциальный, на счету. И все-таки что значит для него слово «Олимпиада»? На этот вопрос ответ пока найти трудно. «Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе» — может, подойдет строчка БГ? Сейчас Сочи — своеобразное поле битвы. И будет здорово, если такие простые люди, как владелец «Нивы», в этой битве окажутся победителями, станут быстрее, выше, сильнее...


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»