• Есть, выиграть у чемпиона!

    06.05.07 16:01

    Автор: Спорт день за днём

    Почетный мастер спорта, заслуженный тренер России, призер чемпионатов СССР петербуржец Борис Миронович Герцензон немало сделал для развития и популяризации шашек. Из школы, где он преподает искусство игры, вышли три чемпиона мира, шесть чемпионов страны, 62 мастера спорта. Один эпизод из своей карьеры Борис Миронович вспоминает с особой гордостью: в 1946 году он, рядовой Красной армии, прошедший с боями почти всю Европу, обыграл в 12 партиях чемпиона Германии Рудольфа Бернса. При этом Бернсу не удалось выиграть ни разу! А ведь они играли в шашки по немецким правилам, которых Борис Миронович до матча не знал...

    Встреча с маршалом

    Герцензон родился в 1920 году в Одессе, но вскоре семья переехала в Ленинград. Боря увлекся шашками в 8-м классе, а в 1938 году выиграл чемпионат города среди юношей. Потом стал участвовать во взрослых турнирах. В 1943 году Борис хитростью (комиссия забраковала по зрению) попал в действующую армию и с боями прошел всю Европу.

    В 1946 году 319-й гвардейский минометный полк расквартировался в районе Мархегнт, неподалеку от Вены. Солдаты 1920 года рождения с нетерпением ждали приказа о демобилизации и откровенно маялись от скуки. Как-то проходя по плацу, Борис увидел целую груду шашечных досок и, чтобы скрасить армейский досуг, предложил старшине организовать сеанс одновременной игры против 40 соперников.

    Во время матча, на который собрался почти весь личный состав, Борис вдруг ощутил чей-то тяжелый взгляд. Обернувшись, он увидел маршала Конева и генералов из его свиты.

    – Товарищ маршал, рядовой Герцензон проводит сеанс одновременной игры на 40 досках, – вскинул руку к пилотке Борис.
    – Ну, орел, продолжай, – велел Конев.

    Герцензон не проиграл ни одной партии.

    На Берлин!

    Через пару часов Бориса вызвали в штаб полка.

    – Срочно собирайся, отправляешься в Берлин по приказу маршала Конева, – велел ему командир. – Что ты сейчас натворил?
    – Ничего... Просто провел сеанс одновременной игры...

    Через трое суток Герцензон уже был в столице Германии. Бориса проводили в кабинет начальника штаба.

    – Ну что, рядовой, маршалу по­нравилась твоя игра. Есть задание: нужно обыграть чемпиона Германии по шашкам. Сумеешь?
    – Товарищ полковник, у меня же всего первая категория (теперь первый разряд. – «Спорт»), я не уверен...

     

    – Это не ответ советского солдата. Что вы должны ответить?
    – Есть обыграть чемпиона! – гаркнул рядовой.

    – Что вам необходимо для победы?
    – Подготовиться, товарищ полковник. Я шашками серьезно уже несколько лет не занимался.

    Бориса отправили набираться сил и восстанавливать мастерство в бывший Дом отдыха высшего офицерского состава вермахта. Когда комендант санатория увидел солдатскую книжку Герцензона, то испытал настоящий шок: теперь здесь отдыхали лишь советские воинские чины в звании от полковника до маршала! А тут – рядовой...

    Вскоре Борису представился случай показать свое мастерство – он разбирал варианты шашечных партий прямо на скамейке во дворе, и это увидел один из полковников. Он предложил солдату сыграть, а Герцензон возразил:

    – Давайте, один рядовой против пятнадцати офицеров?

    Состоялся сеанс одновременной игры, на котором 15 полковников и генералов были вынуждены признать свое поражение. С тех пор Борис стал любимцем офицеров – его постоянно угощали шоколадом и прочими вкусностями из пайка, положенного старшим чинам.

    По чужим правилам

    Через 10 дней Борис отправился в Берлин. Однако дойти до штаба округа, где его уже ждали, не успел. Военный патруль проверил документы Герцензона и отправил на гауптвахту – за то, что на рядовом надета офицерская форма.

    – Ты почему так одет? – спросил старшина «губы» у задержанного.
    – У меня вечером матч с чемпионом Германии по шашкам, – пытался оправдаться Борис. Однако суровый старшина не поверил ему и даже съездил разок в глаз, чтобы рядовой не завирался. В итоге на лице Герцензона налился здоровенный синяк.

    Начальник штаба округа разыскал Бориса, когда до матча оставалось совсем немного. По его приказу офицеры гауптвахты достали откуда-то пудру и подбитый глаз тщательно «заштукатурили». А старшине, который допустил рукоприкладство, объявили 12 суток ареста.

    Поединок проводили в полуразрушенном дворце. Единственный более или менее уцелевший зал вмещал 50 человек. Здесь находились и советские офицеры, и представители немецкой администрации.

    Герцензон увидел своего противника – элегантного, подтянутого и тщательно выбритого Рудольфа Бернса – и протянул ему руку. Но рука повисла в воздухе – неоднократный чемпион Германии сделал вид, что не заметил жеста соперника. Борис разозлился и твердо пообещал себе наказать «фашистскую морду», как он тут же окрестил Бернса.

    Во время первой партии рядовой взял шашку противника ходом назад.

    – Нихт! Нихт! – вдруг закричал Рудольф.

    Подоспевший переводчик объяснил: по регламенту (которого Герцензону в связи с его арестом растолковать просто не успели) соперники играют в так называемые «немецкие» шашки. А в них нет понятия «съесть назад». Но ведь Борис никогда раньше не играл по таким правилам! Пришлось переучиваться на ходу. С трудом сведя две партии к ничьей, Герцензон отправился в солдатскую гостиницу, где ему выделили отдельный номер. Здесь он не спал до трех часов ночи, изучая комбинации в незнакомом ему варианте шашек.

    Награда за выигрыш

    Немецкий чемпион был повержен. В 12 поединках он с трудом набрал 3 очка (6 ничьих), а Борис набрал 9 очков (6 ничьих и 6 побед). По окончании последней партии и советские офицеры, и немцы стоя аплодировали победителю.

    Бориса ждала награда – во-первых, генерал (фамилии которого он не запомнил) вручил ему командирские часы. А во-вторых (и для солдата это было самое главное), его демобилизовали вместе с украинцами, то есть на шесть месяцев раньше, чем остальных ленин­градцев! Наградные часы, впрочем, у Бориса украли по пути на родину.

    После войны Герцензон 7 раз играл в финалах чемпионатов СССР (в нем ежегодно выступали 18 сильнейших шашистов страны), но выиграть турнир ему ни разу не удалось. В 1954 году Борис Миронович принял участие в первом в СССР турнире по 100-клеточным шашкам и вскоре стал мастером спорта, а затем и почетным мастером спорта. Затем он оставил спортивную карьеру и посвятил себя работе нас­тавником, став впоследствии заслуженным тренером России. Кроме того, Герцензон написал 19 книг, посвященных любимой игре. Его книга «Шашки – это интересно» выдержала три переиздания общим тиражом 220 тысяч экземпляров!

    Борис Миронович здравствует и поныне. В свои 86 он продолжает литературную деятельность и тренер­скую работу с юными учениками.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»