Ничья «Зенита» в Ростове и уверенная победа ЦСКА над «Локомотивом» практически решили исход чемпионской гонки. О том, почему петербуржцы на этот раз, видимо, окажутся вторыми, «Спорт День за Днем» порассуждал вместе со своими постоянными экспертами: чемпионом СССР 1984 года Аркадием Афанасьевым, экс главным тренером «Зенита» Вячеславом Мельниковым и обладателем Кубка России — 1998/99 Константином Лепехиным.
1. В чем ЦСКА превзошел «Зенит» и остальных конкурентов?
Аркадий Афанасьев: Неверно говорить, что армейцы превзошли «Зенит». Скорее это просто стечение обстоятельств. По своему уровню и мастерству петербуржцы могли спокойно догнать и перегнать ЦСКА. Однако в тех матчах, когда «Зенит» должен был брать очки, сине-бело-голубые не всегда одерживали победы. Видно было, что психологически игроки находились не в лучшем состоянии. Взять хотя бы последний матч с «Ростовом». Широков и Данни не подают руки тренеру… Хотя в наше время вообще не было подобных правил. Чтобы Лобановский или Бесков пожали руку замененному игроку — такое представить невозможно. Поэтому мне сложно рассуждать на эту тему. Если сейчас существуют подобные правила, нужно им следовать несмотря на то, доволен ты решением тренера или нет. Но в целом нельзя говорить, что ЦСКА не заслужил чемпионства.
Вячеслав Мельников: Наверное, главная причина все-таки в результативности. Огромного превосходства ЦСКА над «Зенитом» я не увидел. Армейцы просто удачнее сыграли в определенных матчах. Думаю, наказание «Зенита» техническим поражением, проведение матча без зрителей повлияли на распределение мест. Однозначно сказать, что московский клуб — чемпион, у меня язык не поворачивается. Так получилось, что петербуржцы не использовали того преимущества по игре, составу и финансам, которое у них было. Поэтому уместно будет говорить, что это «Зенит» проиграл, а не ЦСКА выиграл.
Константин Лепехин: Не думаю, что ЦСКА превзошел «Зенит». В конце прошлого года петербуржцы потеряли слишком много очков, что и помешало выиграть чемпионат. В этом году точно армейцы не выглядят сильнее сине-бело-голубых. Думаю, по итогам всего чемпионата ЦСКА выглядел стабильнее. У петербургской команды были определенные проблемы, и случались периоды, когда эти проблемы мешали добиваться положительного результата. Поэтому можно сказать, что все закономерно. Потеря чемпионства может и на пользу «Зениту» пойти. Иногда лучше сделать шаг назад, чтобы потом два шага вперед.
2. Согласны ли вы с тем, что Лучано Спаллетти «выпустил вожжи», и почему, на ваш взгляд, это произошло?
Аркадий Афанасьев: Наблюдая со стороны, сказать подобное в адрес Спаллетти сложно. Нужно находиться внутри команды, чтобы понять, из-за чего сложилась подобная ситуация и есть ли в этом вина Спаллетти. Но все же тот негатив, который игроки публично выплескивают, идет в сторону тренера. Это абсолютно личное недовольство решением Лучано. Хотя, если снова вернуться к матчу с «Ростовом», тех футболистов, которых поменял наставник петербургской команды, нужно было еще раньше убирать с поля.
Вячеслав Мельников: Об этом можно судить только по «внешним» ситуациям. Кто-то кому-то руку не пожал, не совсем этично высказал претензии. Все это дает основания полагать, что проблемы в «Зените» начались еще осенью, и они не разрешились к концу сезона. Возможно, Спаллетти действительно потерял свои позиции в команде. Однако многое в подобной ситуации зависит и от игроков, которые должны четко следовать определенным правилам на футбольном поле и вне его. Но Спаллетти отвечает за результат, и он вправе принимать определенные решения, которые, может быть, и не всем нравятся. Поэтому в этом вопросе я бы не стал все валить на Лучано. Существует этика, есть определенные нормы в отношениях между игроком и тренером, которые нужно выполнять. Игроки ведь должны оставаться людьми и понимать, что ты борешься не только за свое имя, но и за бренд «Зенит».
Константин Лепехин: Надо знать ситуацию изнутри. Но по тому, что мы видим, подобное заключение представляется вполне уместным. Конечно, можно говорить, что ситуация в коллективе связана с результатами в отдельных играх. То, что игрокам небезразлично, как выступает их команда, это хорошо. Но публичность не красит ни команду, ни игроков. У футболистов должны быть этические и моральные нормы. Если есть проблемы, лучше наедине их спокойно обсудить. Не нужно эти моменты выносить на публику. Иногда даже кажется, что это все делается специально.
3. Обязательно ли футболистам и тренерам дружить домами и семьями, чтобы добиваться больших результатов?
Аркадий Афанасьев: Не обязательно дружба должна быть семейная, а в коллективе дружеские отношения необходимы. Они десять месяцев проводят вместе, и если между ребятами будет антагонизм, то это не команда. Ну а вне футбола… У каждого много родственников, много друзей. То, что за чертой базы или поля, уже никого не касается. Но без спортивной дружбы внутри коллектива больших результатов не добьешься. Если кого-то на поле ударили сзади, естественно, одноклубники должны ответить за этого парня. Предположим, начнут бить Халка все время, тогда что это за команда, если Анюков, Ломбертс или Бруну Алвеш не вступятся за него?
Вячеслав Мельников: Даже в наше время не обязательно было дружить семьями. Ты профессионал, поэтому должен, выходя на поле, забывать о каких-то иных ситуациях и показывать все, на что способен.
Константин Лепехин: Естественно, во всех командах есть люди, которые более близко общаются, и есть те, кто менее близко общается. Но отношения с тренером всегда должны быть уважительными. Если нет уважения к тренеру, то не нужно в этой команде играть. Я бы в такой ситуации попросился из команды. Это обычный вопрос уважения — нас самих к себе и иностранцев к нам. Ведь сейчас играют много легионеров, а это тоже влияет на микроклимат. Я считаю, если человек уважает страну, в которую приехал, если собирается в ней долго играть, то ему обязательно нужно учить язык. В целом же игроки должны просто уважать друг друга и понимать, что делают общее дело.