Телезритель сейчас пошел ленивый. Ему мало показать соревнования. Надо еще разжевать все нюансы, не забыть про эмоции, и, конечно, наложить где только можно графику. Смотрите и не переключайтесь! Телережиссер Эрнест Серебренников, работавший еще на Играх-1980 в Москве, тоже внимательно следит за трансляциями из Рио. Корреспондент «Спорта День за Днем» узнал у мэтра, как сделать «вкусный» показ фехтования и чем ему не нравятся российские комментаторы, работающие на нынешней Олимпиаде.
Повторы интереснее, чем сама игра
— Показ из Рио — очень высокого уровня! Большое количество камер, они размещены в хороших точках, — сразу же отметил Эрнест Серебренников. — Особенно это бросалось в глаза на спортивной гимнастике. Я бы еще увеличил количество крупных планов. Но это уже дело вкуса. В игровых видах — баскетболе, волейболе — ничего нового я не увидел.
— Тогда вам сразу вопрос про волейбол. Там сейчас, по примеру тенниса, по ходу игры смотрят повторы спорных моментов. Вы приветствуете это решение?
— В футболе должно быть то же самое! Повторы «убивают» игру? Не согласен. Надо еще понимать, зачем тренер просит повтор. Может, он специально хочет затянуть игру? Заказать повтор, чтобы сделать паузу для своих игроков. В фехтовании, кстати, то же самое. После укола судьи еще раз просматривают спорные моменты на экранах. А повторы всегда интереснее, чем сама игра.
— Вы перешли к фехтованию. Мы очень рады за наших мастеров клинка, выигравших два золота в индивидуальных соревнованиях. Но так и не поняли, как правильно смотреть фехтование.
— Для ритма можно держать крупным планом главного судью. Профессионалы меня поймут. Еще не хватает показа арбитров, которые смотрят видео. На повторе бывает интересно последить за работой ног фехтовальщиков или скрещиванием клинков.
— А можно как-то сделать, чтобы зритель после укола тоже понимал, попал спортсмен или нет?
— В свое время я предлагал, чтобы оружие входило внутрь спортсмена. Хотя бы сантиметров на десять. Тогда зрителю сразу понятно — человека проткнули. Иначе безнадежное дело. Судьи ведь постоянно меняют свое решение, засчитывают обоюдные уколы. А телезритель мало что понимает.
— Не опасно такое новшество для здоровья фехтовальщиков?
— У них же есть металлическая защита.
Не надо лишний раз бить себя в грудь!
— Ясно. Давайте теперь перейдем к плаванию. Можно придумать еще что-то веселое для его показа?
— В плавании большое значение имеет звук. Но нынешние телережиссеры почему-то недооценивают этот факт.
— Что вы имеете в виду?
— На Олимпиаде-1980 в Москве трансляции по плаванию были признаны лучшими. Это было непросто. Все-таки вид спорта не самый выигрышный. Но у меня был хороший звукорежиссер. На крупные планы я просил накладывать звук хлюпанья воды, чтобы подчеркнуть психологическое состояние пловцов. А представьте себе: старт, абсолютная тишина… Потом выстрел, народ начинает кричать. Пловцы опускаются в воду. Сразу же идет звук шороха в воде. Они вылетают наружу — и снова раздается крик с трибун. Такие моменты очень важны для показа. Чтобы зрителя трясло у телевизора.
— От трансляций плавания из Рио вас тоже трясет?
— Здесь идет более ровный показ, без особых эмоциональных всплесков. Никаких особых открытий я не увидел. Графика хорошая, показывают подводные повороты. Вы еще учтите, что олимпийские правила требуют держать в кадре восемь пловцов. Может кто-то следить за борьбой за шестое место?
— В дзюдо россияне все больше борются за золото. Это безусловно приятно. А сами трансляции дзюдо «вкусные» для телезрителя?
— Из неспециалистов там мало кто понимает, как они выигрывают. При показе борьбы зрелище создают микропланы тренеров, судьи. Можно найти эмоции и за пределами зала. Наш спортсмен выступает в Бразилии, а в Дагестане стоит камера и показывает, как там родственники за него болеют. Американцы очень любят такой прием.
— Эрнест Наумович, а вам вообще нравится, как российские каналы освещают Олимпиаду в Рио?
— Мне никогда не нравилось, когда люди лишний раз били себя в грудь. Тем более, сейчас, когда мы сами кое в чем виноваты. Количества российских комментаторов вполне хватает, но мне не импонирует, что их основная позиция — это умиление. Как будто они стоят на коленях перед микрофоном и ждут, когда кто-то из наших что-то выиграет. И эта единая позиция умиления меня не совсем устраивает.