Бывший рулевой московского «Спартака» Станислав Черчесов ворвался в российский чемпионат так же стремительно, как теперь ушел в тень. После пятилетней тренерской практики в Австрии на посту наставника самой популярной российской команды у Черчесова было всякое — и взлеты, и падения, впрочем, как у любого другого тренера. Сейчас Станислав Саламович взял паузу, которая, по его словам, иногда просто необходима каждому человеку. О тернистых путях молодых тренеров и о том, как ему удается идти в ногу с футболом, Черчесов рассказал в интервью «Спорту».
— Станислав Саламович, скажите, сколько времени тренер может оставаться без работы, чтобы, скажем так, не выйти из тонуса?
— Я не думаю, что здесь можно говорить о каком-то определенном отрезке времени. Все зависит от ситуации.
— И, наверное, еще и от личности тренера?
— Конечно, еще и от личных качеств самого человека.
— Может быть, нужно специально поддерживать себя, что называется, в форме — быть в курсе последних событий, тенденций…
— Лично я считаю, что иногда паузы просто необходимы. Как тренеру, так и любому другому человеку. И я не думаю, что все тренеры работали без остановок. Такого просто не бывает. А сколько уже будет длиться эта пауза, каждый решает для себя, применимо к ситуации, конечно.
— То есть о каком-то критическом сроке говорить некорректно?
— Нет, я не думаю, что есть критический срок. Можно тренировать команду мастеров, а можно участвовать в различных семинарах — это ведь тоже тренерская работа. К тому же мы знаем много примеров, когда после паузы тренер возвращался на работу в лучшей форме, чем был до того.
— На ваш взгляд, молодому тренеру лучше стартовать «с места в карьер» или по ступеньке подниматься к вершине?
— Ну, это каждый решает сам для себя. Просто когда у человека появляется какой-то вариант работы, он должен понять, сможет ли он осилить такую должность или нет. Есть масса примеров, когда тренеры стартовали «с места в карьер», а есть и такие, которые шли к успеху постепенно. Единого рецепта здесь быть не может.
— А лично вы сами как заполняете образовавшуюся паузу в тренерской работе?
— Езжу на различные семинары, общаюсь с коллегами, ну а самое главное, много времени провожу с семьей, которой задолжал за то время, когда работал. Так что все идет своим чередом — повторюсь, паузу надо заполнять правильно.
— То есть вы лично шагаете в ногу с развивающимся футболом?
— Конечно!
— А первая серьезная неудача может поставить крест на дальнейшей карьере молодого специалиста?
— Думаю, что нет.
— А почему?
— Вот вы когда пришли работать в первый день в свое первое издание, у вас все было в порядке?
— Были некоторые сложности.
— Ну вот, а сейчас же у вас все нормально, вы работаете. Вот потому я и говорю — первая неудача ничего не решает.
— Руководители клубов часто смотрят в паспорт тренеру, не обращая внимания на опыт работы?
— Руководители бывают разные, команды разные, разный уровень этих команд, цели разные. Поэтому нельзя всех грести под одну гребенку, подгадать, что ли. Тут каждый решает для себя — что ему выгоднее, какой у него состав, какого им тренера — опытного, молодого, темпераментного или спокойного... Однозначно не скажешь.
— У нас России есть много примеров молодых тренеров, которые ярко засветили, но тут же пропали — тот же Мирослав Ромащенко, Равиль Сабитов... Они вернутся?
— Обязательно вернутся! Я с ними поддерживаю отношения, с Равилем я разговаривал недели полторы назад, да и с Мирославом регулярно созваниваемся. Так что не думаю, что нужно делать какие-то быстрые выводы.