Вячеслав Колосков – фигура в советском и российском спорте знаковая. С 1979-го по 2005 год возглавлял отечественную Федерацию футбола, по сей день представляет Россию в ФИФА и УЕФА. В нашей истории это единственный чиновник, входивший в оргкомитеты семи чемпионатов мира подряд. Можно ли провести чемпионат мира в России – об этом наш разговор.
Где найти десять стадионов?
– Исходя из своего богатого опыта, как считаете, у России есть шанс в обозримом будущем принять чемпионат мира?
– Вся история СССР и России доказывает, что мы умеем проводить соревнования самого высокого ранга. Олимпиада-80, например. Если брать футбольный аспект, то в «Лужниках» семь лет назад проходил финал Кубка УЕФА. Понятно, что если говорить о проведении мирового футбольного первенства, нужно понимать: рассматривать этот вопрос можно только с учетом далекой перспективы – в Европу ведь в следующий раз мундиаль попадет не скоро. Но, в принципе, все это реально только в том случае, если идея найдет поддержку высших государственных чиновников.
– Чемпионат потребует затрат. Да и стадионов нормальных в стране раз-два и обчелся...
– Если исходить из последних требований, нам необходимо иметь десять хороших стадионов. Двенадцать – в идеале. Их вместимость должна быть от 40 до 50 тысяч. Допустимо проводить матчи предварительных этапов на аренах, вмещающих до 40 тысяч. Например, с большой натяжкой может пройти по требованиям стадион «Локомотив». «Лужники» тоже годятся, но только в том случае, если там будет восстановлен естественный газон. На искусственных полях, какого бы они ни были качества или поколения, чемпионаты мира и Европы проводить нельзя.
Конечно, можно рассчитывать на то, что ЦСКА свой стадион построит, потом «Спартак», сборная России, «Зенит»... Короче говоря, пять стадионов в Москве, два (теоретически) в Питере и еще один на периферии... Все равно мало для чемпионата мира! Потому что болельщики приезжают в страну, а не в один отдельно взятый город. Приезжают не только посмотреть футбол, но и познакомиться с культурой, историей, традициями, достопримечательностями.
Покажите банковские гарантии
– Но вы ведь сами в свое время ратовали за проведение в России Евро-2008. Зачем, если объективно мы не готовы?
– Когда мы планировали проведение в России чемпионата Европы 2008-го или 2012 года, хотели, чтобы кроме Москвы и Петербурга соревнования проходили в Казани, Самаре, Краснодаре и Ростове. Если бы государство проявило активную заинтересованность в нашем проекте, мы, безусловно, выиграли бы тендер и получили бы чемпионат Европы. Не в 2008-м, так в 2012-м. Что мы привезли на презентацию? Макеты. Шикарные проекты стадионов, которым нет равных в мире. Наши архитекторы, проектировщики постарались, надо отдать им должное, подошли к делу творчески. Планировалось, что эти стадионы будут построены в Самаре, Казани и так далее. В УЕФА просто дух у всех захватило: чудо, а не стадионы! Что дальше? Собирается комиссия и приезжает в ту же Самару. Что она видит? Аэропорт не отвечает никаким требованиям. В жару там плавятся взлетно-посадочные полосы, то есть большегрузные самолеты сажать опасно. Здание аэровокзала, мягко говоря, по уровню комфортности несопоставимо с тем, какое должно быть. Потом посмотрели на состояние дорог, на гостиницы – точнее, на отсутствие отелей международного уровня. Сами понимаете, какова была реакция чиновников. Ладно, говорят, мы верим, что вы все это сделаете и построите. Покажите нам банковские гарантии под строительство стадиона. А гарантий-то не было! Вот и получилось, что с 2008 годом мы «пролетели», заявку на 2012 год подавать не стали, и, скорее всего, этот чемпионат Европы пройдет на Украине и в Польше. Эти страны считаются на данный момент фаворитами.
– Разве Италия уже отказалась?
– У Италии почти не осталось шансов, потому что после всех скандалов здесь до сих пор нет президента федерации, нет сформированной федерации как таковой. Там управляет комиссар, назначенный Олимпийским комитетом страны. А вот наши шансы, вступи мы в борьбу, выглядели бы колоссальными. Но только если бы мы что-то реально сделали. Вот, сказали бы, проектно-сметная документация стадиона в Санкт-Петербурге. Приехали бы в Казань. Здесь у нас такие-то работы проводятся. Показали, повезли на стройку, подтвердили документами… Сейчас никто не верит словам, хотя УЕФА хочет провести какое-нибудь крупное соревнование именно на востоке Европы. Сейчас, кстати, у нас хороший шанс заполучить финал Лиги чемпионов в 2008 году.
Олимпийский мишка – все равно лучший
– Теперь понятно, почему в бывшем Союзе и России никогда не проводились чемпионаты мира и Европы по футболу.
– Мы проводили олимпийский турнир в 1980-м. В то время эти соревнования были значимыми, хотя по известным причинам выступали только сборные стран социалистического лагеря. Матчи проходили в Москве, Киеве, Минске, Ленинграде… В столицах союзных республик с отличными стадионами, с развитой инфраструктурой, с давними традициями. Сейчас в стране отели соответствующего класса есть только в Москве и Питере. В Казани, между прочим, гостиницы строятся довольно активно. Но их не хватает в Краснодаре, Самаре, Ростове… Если в эти города приедут 15–20 тысяч болельщиков, их попросту негде будет разместить. И все-таки еще раз подчеркну: если идея будет поддержана людьми за Кремлевской стеной и они дадут команду сделать все, чтобы чемпионат Европы 2012 года прошел в России, то он пройдет в России.
– Нам действительно могут позволить провести турнир такой значимости? В ФИФА и УЕФА настолько лояльны к России?
– Действительно лояльны, не сомневайтесь. Буквально сейчас на чемпионате мира среди девушек до 20 лет я встречался с президентом УЕФА Юханссоном, мы общались. У него довольно теплое отношение к нашей стране, он поддерживает приятельские отношения, например, с Лужковым.
– Насколько прибыльно для страны проведение чемпионата Европы или мира?
– Речь идет о колоссальной прибыли. Причем она выражается как в живых деньгах, поступающих от туристов, так и в выстроенных объектах. Какая-то часть стоимости спортивных сооружений окупится, ведь ФИФА и УЕФА выделяют немалый процент от прибыли стране-организатору. К тому же стадионы, гостиницы, дороги, аэропорты – все это останется. Они же не одноразовые! Они пригодятся не одному поколению жителей. Насколько мне известно, чемпионат в Германии принес прибыль в миллиард с лишним долларов. Около тридцати процентов от этой суммы поступит в немецкую казну, причем свою долю получат и города, где проходили матчи.
– Сейчас жизнь такая, что во всем нужна поддержка президента…
– Ни одна общественная организация не в состоянии «поднять» такой объем работ, тем более что вопросы выделения земли под строительство стадиона, отеля или аэропорта решаются государственными структурами. Стоит президенту дать команду – все возьмут под козырек и примутся исполнять. А уж что-что, а устраивать праздники мы умеем. Сколько уже времени прошло, на скольких чемпионатах я побывал, а все не могу забыть нашего олимпийского мишку. При всем уважении к представителям других стран более талантливого, умного, берущего за душу открытия и закрытия Игр, чем 26 лет назад в Москве, мне видеть не доводилось.
Москва
Чемпионаты мира глазами Вячеслава Колоскова
ИСПАНИЯ-1982: сборная не реализовала потенциал
– Испания запомнилась особенно. Для меня это был первый чемпионат мира, а потому все было в новинку. Ажиотаж царил невиданный, все-таки мировое первенство – событие ни с чем не сравнимое. Болельщики в Испании горячие, эмоциональные. Представляете, первая же встреча СССР – Бразилия. Температура 45 (!) градусов, на поле страсти кипят. В самом начале Андрей Баль забивает, но потом бразильцы отыгрываются и проводят решающий мяч в ворота Дасаева. Шикарный матч и по накалу, и по исполнительскому мастерству. В целом наша сборная выступила здесь неплохо, но, к сожалению, полностью реализовать потенциал так и не смогла.
МЕКСИКА-1986: напортачили с офсайдами
– Говорили, что в Мексике будет трудно играть из-за высокогорья. Мы этого не почувствовали. В стартовом поединке легко обыграли венгров – 6:0. То есть климатические и другие условия не были для нас помехой сыграть блестяще, и они же не помешали нам пропустить два нелепых гола от Бельгии. Винили в этом судью, но в большей степени, конечно, были виноваты защитники, которые попытались, как они сказали, выполнить искусственное положение «вне игры». В результате сборная Валерия Лобановского, проведя ряд великолепных матчей, оказалась за бортом.
ИТАЛИЯ-1990: вот это были приемы!
– Италия запомнилась своими шикарными приемами. Нас принимали первые лица страны. Сказочные старинные дворцы, в которых сохранилась средневековая атмосфера. Прекрасно было оформлено представительство ФИФА на время проведения чемпионата. Здесь постоянно звучала живая итальянская музыка, был свежий воздух. А как умеют болеть в Италии, наверное, никому объяснять не надо. Перед каждым матчем газеты, радио, телевидение до такой степени «раскручивали» предстоящую встречу, что не захочешь – пойдешь посмотреть.
США-1994: поразили женщины
– В рамках чемпионата обычно проводится товарищеский матч между представителями местного оргкомитета и оргкомитета ФИФА. Американцы выиграли, причем у них в команде было шесть мужчин и пять женщин. Все эти женщины в свое время выступали за сборную США. Что они творили с мячом – словами не описать. Кстати, мужской футбол в Америке стал стремительно развиваться как раз после 1994 года. По статистическим оценкам, на сегодняшний день в США занимается футболом около 20 миллионов людей. А в России – два с половиной.
ФРАНЦИЯ-1998: сплошная работа
– Во Франции было плохо... потому что там не было нашей команды. В мою бытность это случилось впервые. Соответственно, на меня были возложены функции действительного члена оргкомитета. Отправили в Монпелье, где выступала одна из групп. Делегация ФИФА обычно состоит из 12–15 человек. Генеральный координатор, его заместитель, люди, отвечающие за конкретные сектора – в частности за судейство, протоколы матчей, средства массовой информации, безопасность, группу технической отчетности и так далее. Плюс местный оргкомитет. Работы хватало, а вот болеть было не за кого.
ЯПОНИЯ – ЮЖНАЯ КОРЕЯ-2002: все в кимоно, кланяются
– Пока наша сборная выступала в группе, жил вместе с командой Романцева в Японии. Потом меня начали направлять делегатом на отдельные матчи. Организация была четкая. У каждого официального лица как минимум четыре сопровождающих. Только выходишь из поезда – девушек тридцать, все в кимоно, кланяются. Тут же багаж у тебя из рук исчезает, но в нужное время в нужном месте он потом оказывается. Своеобразная культура, но дисциплина железная. Чемпионат был разбит на две страны, и это добавляло трудностей. На проведение чемпионата претендовали несколько неготовых к этому стран. В этих условиях между Японией и Южной Кореей началась конкуренция, которая грозила вылиться чуть ли не в открытую конфронтацию. Если бы ФИФА встала на сторону одной из стран, другая бы страшно обиделась. Считаю, политический замысел был верный: объединить, подружить страны и народы.
ГЕРМАНИЯ-2006: 12 стадионов и 3 канцлера
– В Германии наша сборная снова не выступала, и здесь я руководил делегацией ФИФА в Ганновере. Немцы поступили очень правильно – они задействовали 12 стадионов – то есть рассредоточили чемпионат по всей Германии. Это дало возможность избежать большого притока туристов в одно место. Запомнилась церемония открытия чемпионата с приглашением всех бывших чемпионов мира. На ней, кстати, присутствовали сразу три канцлера Германии – Коль, Шредер и Меркель. Украинцы считают, что совершили на этом чемпионате подвиг, попав в восьмерку сильнейших. Игрокам и тренерам вручили правительственные награды.
В некоторых странах, наоборот, главных тренеров повыгоняли с треском.