Мемориал Гранаткина — верный шанс встретить интересного собеседника. Таковым стал бывший президент «Локомотива» Николай Наумов, на постоянной основе прописавшийся в Петербурге. Возвращаться в большой футбол он не хочет, в том числе из-за того, что рядом с клубами «множество непрофессионалов». Уж лучше спокойно прийти в СКК, сесть на трибуну с обычными болельщиками и смотреть, как рубятся 17летние. Раз уж свободного времени стало в разы больше, Николай Алексеевич может пристально следить и за событиями в знакомом «Локомотиве», и за золотой гонкой «Спартака» с «Зенитом», и за трансферными новостями, и за становлением совсем юных футболистов. Начали мы свою беседу,
Обсужу с Семиным ситуацию по «Локомотиву»-2
— Как вам уровень турнира?
— Не сказал бы, что он падает, просто поменялось время, сам футбол. Уровень достаточно высокий. Хороших матчей много. Интересна даже сборная Индии, у которой игроки на год, а то и на два младше соперников. Их можно понять, в этом году Индия примет чемпионат мира для 17летних. Для них Мемориал Гранаткина — большое подспорье в подготовке к домашнему турниру.
— Выделяете ли вы для себя каких-то отдельных футболистов? Разглядели потенциальных звезд?
— В сборной России очень понравился 10-й номер, спартаковец Руденко. Посоветовал бы обратить внимание на «десятку» из сборной Литвы — Уткуса, на 17го номера из Таджикистана Эхсони… В другие годы были люди, которые выделялись сильнее. Сейчас уровень игроков более ровный, но все равно есть те, кто выделяется.
— Россиян устроит только итоговая победа?
— Конечно. В четвертьфинале достался очень слабый соперник, болгары мне вообще не понравились, они даже Таджикистан не должны были обыгрывать. Все идет к полуфиналу Россия — Санкт-Петербург. Неплохо выглядят греки. Решающая стадия турнира будет интересной.
— Михаил Галактионов сейчас является исполняющим обязанности главного тренера юношеской сборной России. В день финала в Петербург прилетит президент РФС Виталий Мутко, и тогда же объявят имя нового главного тренера молодежной сборной. Как вам вариант с Галактионовым?
— Я не знаю детально его работу, но опыт у него большой. Другое дело, что работа с юношами и взрослыми — две разные профессии. Неслучайно ведь тренеры дублей редко становятся главными. Например, Гришин в ЦСКА или у меня Саярыч, долгое время занимавшийся дублерами. Билялетдинов же получил заслуженного тренера России за работу с дублем! Не каждый тренер премьер-лиги имеет это звание, а у Билялетдинова оно есть.
— Ринат Саярович все-таки с «Рубином» успел доказать, что он и на взрослом уровне может работать.
— Да. Но не забывайте, что он собрал вокруг себя в основном молодых ребят, которым оказал доверие. Надеюсь, что Саярыч еще где-нибудь появится. Мы с ним на связи, регулярно созваниваемся. Он надеется, что ему предложат работу в «Локомотиве»-2. Обсужу эту ситуацию с Юрием Павловичем Семиным на сборе «Локо» в Испании, куда собираюсь съездить. Мы с ним тоже общаемся. Вот на Новый год созванивались, он рассказывал мне, как к сборам готовятся. Узнал, что они отменили сбор в Турции. Я же каждый год в феврале езжу в Турцию, потому что в Белеке собирается много команд. Думал так же поступить и в этом году, но команды начали отменять там сборы. Поэтому полечу в Испанию на третий сбор «Локо», самый интересный. На третьем много игр, ясна готовность к возобновлению сезона.
Бурлаку — 50 тыс рублей, Кокорину — $15 тыс
Встреча с Наумовым состоялась еще до официального перехода Александра Самедова из «Локомотива» в «Спартак». Но тем интереснее, что Николай Алексеевич думал об этом трансфере, когда он вполне мог и сорваться.
— Самедов — немного горячий парень, — отмечает Наумов. — Когда он чувствует собственную незаменимость, начинает выказывать недовольство. У него же был конфликт с Рашидом Рахимовым, и мне пришлось Самедова продавать. Была замена, Самедов взбрыкнул, после чего Рахимов закусил удила — не буду его ставить в состав, пусть сидит на лавке. Тогда я и сказал Рахимову, что лучше продать Самедова, получить какие-то деньги, раз тот ему не нужен. В итоге получили 4 млн евро от «Москвы». Такие деньги на дороге не валяются. Но после этого Рахимов стал мне говорить: «Зачем продал?» Сам-то собирался Самедова просто гнобить на лавке в воспитательных мерах.
— И вот теперь конфликт с Семиным.
— Да, началось-то тоже все с замены в одном из матчей, после чего они и повздорили.
— Как быть?
— Погорячились и Самедов, и Палыч. Когда подобное случается, нельзя раньше времени выносить сор из избы. Палыч рассуждал как тренер, но не подумал о клубе. С авторитетными тренерами подобное часто случается, они не думают о клубе. Если не продадут, что делать? Зарплата ведь идет, а она не маленькая, два миллиона наверняка есть.
— Как бы вы поступили, будь по-прежнему президентом?
— Нужно искать компромисс со «Спартаком», потому что, не решая этот вопрос, навредишь и клубу, и игроку. У меня же были такие ситуации. Например, отстранили Спахича, а его никто не берет. Пришлось отдавать практически бесплатно, хотя в свое время можно было солидно продать. Это ведь деньги. Да не твои, а РЖД. Но ответственность несешь ты.
— Самедов не один такой, непонятна ситуация с братьями Миранчук, которые также могут уйти.
— Их надо бы удержать, причем при возможности обоих. Неприятно, когда тебя начинают шантажировать. Ты президент клуба, а тебя цинично шантажируют: не дадите денег — мы уйдем. Иногда хочется послать и сказать, чтобы к тебе больше не подходили. В горячке это можно сделать, а потом начинаешь думать, правильно ли поступил. Я до сих пор не могу простить себе уход Кокорина. Получилось так, что я только пришел в «Локомотив», а уже за месяц до этого была достигнута договоренность с «Динамо». Тем не менее я должен был более настойчиво этот вопрос решить. В том числе, может быть, дать ему какие-то преференции.
— Почему не сделали так?
— Кокорин только окончил школу, даже в дубле еще не был! У нас же есть финансовая система работы с молодыми: сначала получают столько, потом столько. И вдруг все ломается. Приходит отчим Кокорина, который выполняет функции его агента, и говорит: «“Динамо” дает Саше сразу 15 тысяч долларов в месяц». А он еще в дубле даже не играл! Я не могу столько дать! У меня из школы Гатагов вышел, Бурлак, Вавилченков… Почему они должны получать 50 тысяч рублей в месяц, а Кокорин — 15 тысяч долларов? Я так не мог поступить, поэтому Кокорин ушел в «Динамо».
— Теперь у Ильи Геркуса такая же головная боль с Миранчуками.
— Да. Ему надо умерить свои амбиции и постараться сохранить ребят, пусть и переплатив. Надо понимать, что эти деньги вернутся сторицей. Надо рассуждать с таких позиций. Сумеет ли Геркус через себя перешагнуть? Но надо не забывать, что мы еще не знаем, заиграет ли Леша Миранчук. Минувший год он провел совсем слабенько.
— Но его и на неудобную позицию центрального нападающего часто ставили.
— Да, позицию ему все время меняли, так что он может потеряться и не заиграть. Если заиграет, все будут говорить: «Надо было удержать». Но тот же Кокорин мог и не заиграть. Или была у меня аналогичная ситуация с Никой Пилиевым. Он только окончил школу, и тут же появляется агент, некто Оганесян. «Или вы вот столько (называется сумасшедшая сумма), или он уходит в ЦСКА». Как я ни уговаривал на протяжении трех месяцев, чего только ни делал, но нет и все. Ушел в ЦСКА и пропал, хотя даже в Лиге чемпионов успел сыграть. Не стало футболиста. Потом ко мне приходил его отец и признавался, что зря они погнались за деньгами. Оказалось, что Гинер дал отцу Пилиева 300 тысяч долларов.
— Такие примеры есть не только у нас. Норвежец Мартин Эдегор тоже о себе заявил в 15 лет, а потом стал кататься на просмотры в «Ливерпуль», «Реал»...
— Это очень опасная штука. Говорить о правильности или неправильности решения можно только по результату. Кокорин ушел и заиграл – правильно поступил. Пилиев ушел и не заиграл — неправильно. Рассудить может только время. У меня было столько талантливых ребят, что Кокорин даже рядом не стоял. Был такой парень, Андрей Вавилченков. Что он на тренировках вытворял! Взяли его на сборы с главной командой, он там такое делал! Но девочки, пиво... Как я его только не воспитывал: и в кабинете закрывал, и по затылку лупил, и отца вызывал... В итоге отдал его в пермский «Амкар» — все в восхищении были! Потом ему дали зарплату, и он загулял. Уехал во вторую лигу и пропал. Одно время позванивал... Изумительный игрок был. Он играл в одно время с Дзагоевым. Андрей Талалаев не даст соврать, что по мастерству Алан был на голову ниже Вавилченкова. Но не заиграл. Весь в отца, такой же безбашенный.
Связка Самедов — Зе Луиш будет убийственна
В понедельник о переходе Самедова в «Спартак» объявили официально, поэтому напрашивался звонок Наумову.
— Трансфером Самедова должны быть довольны обе стороны, — отметил Николай Алексеевич. — «Локомотив» решил вопрос и с Самедовым, и с деньгами. Теперь они могут усилить нападение. «Спартак» же получил полузащитника, который ему был очень нужен. Связка Самедов — Зе Луиш будет просто убийственна! Один умело подает, другой здорово играет головой. Выиграли абсолютно все!
— Что думаете о фразе с официального сайта «Локомотива»: «Клуб учел интересы сборной при рас-смотрении предложения по Самедову»? Очевидно, что это написано для проформы?
— Конечно. Да, учли интересы. Да, Самедову нужна игровая практика... Но клуб в первую очередь преследует свои собственные цели. Иначе и быть не может. Клуб — бизнес-структура. В «Локомотиве» прекрасно понимали, что Самедов отцеплен Семиным от команды и, если не договориться со «Спартаком», клуб получит «головняк» на оставшиеся полгода! Против них было бы и общественное мнение, и в деньгах проиграли бы. Пошли на уступки, и сделали правильно.
— Некоторые источники сообщают, что Самедов сам внес определенную сумму, чтобы трансфер в «Спартак» состоялся. В годы вашего руководства «Локомотивом» были случаи, когда игроки настолько хотели покинуть команду, что сами платили за возможность уйти?
— У меня был контракт с Марко Башей, помните такого центрального защитника? У него в контракте был пункт, что в случае отказа клуба он имеет право сам выкупить свой трансфер. Я ушел из «Локо» раньше, но не исключаю, что он воспользовался этой опцией, когда принял решение вернуться во французский чемпионат, откуда мы его и покупали. Не знаю, был ли такой пункт в контракте Самедова с «Локомотивом», но сомневаюсь, что он платил что-то сам. Скорее всего, клубы просто полюбовно договорились.
— «Спартаку» вы пророчите создание убийственной связки, а что с «Локомотивом»? Есть ли внутренние резервы или на правый фланг теперь придется кого-то покупать?
— Думаю, внутренние резервы существуют. Не до конца раскрыты возможности Игнатьева, неплохой крайний полузащитник Касаев... Не думаю, что продажа Самедова сильно повлияет на «Локомотив». Вряд ли на край кто-то будет приобретаться. Задача номер один — приобретение центрального забивного нападающего. С уходом Шкулетича и Хенти этот вопрос надо решить в первую очередь.
Абсолютно не согласен с Луческу
— На Мемориале Гранаткина всего два «железнодорожника» — второй вратарь Максим Богатырев и защитник Николай Поярков. Не маловато?
— Помню времена, когда здесь играли по восемь-девять локомотивских парней. А почему сейчас так мало? Да потому что школу обеднили. Пока работала Смородская, я ей не навязывался. Позвонил только один раз, когда она приняла решение закрыть общеобразовательную школу. В интернате у нас живут 60 иногородних: с Дальнего Востока, из Сибири. Они живут на стадионе в общежитии, и там же общеобразовательная школа. Она появилась еще при Валерии Филатове, а при мне ее попытались закрыть. Пришлось сделать ее филиалом московской школы. Очень удобно стыковали тренировки с учебой.
— Но Ольга Юрьевна решила ее закрыть.
— Да. Звоню и говорю: «Что же вы творите?!» Мы сделали отдельное здание, в школе свой директор... Смородская говорит: «В целях экономии». Какой?! Зарплата всех работников школы — месячная зарплата одного футболиста! Какая экономия? Приехал парень из Красноярска к нам — ну не стал он футболистом, и что дальше? Куда он попадет с аттестатом футболиста без образования? Я всех обязательно устраивал в физкультурный институт, кого-то на бюджет, кто-то сам платил. И школа была своя. Но ее закрыли. Во второй раз я позвонил, когда закрыли «Локомотив»-2. Я был категорически против! Абсолютно не согласен с Луческу, который говорит о том, что «Зенит»-2 не нужен.
— Было такое.
— Ну это же бред! Чернов с нами съездил на сбор и сразу заиграл. Как будто Влад Радимов и тренеры в предыдущих командах с ним не работали и не мучились. Что за позиция такая: «Они разъезжаются по России, я их не вижу». Что же, они должны у раздевалки на базе сидеть? «Спартак»-2 и «Зенит»2 делают большое дело, которое мы начали первыми. В 2011 году мы нашли бюджет, подписали контракт с одной из компаний на пять лет. Годовой бюджет клуба был 7 млн долларов: мы купили автобус, сделали офис, медицинский центр. Малая арена на 10 тысяч мест была предназначена именно второй команде. Это не Малая арена «Петровского» в Петербурге, куда приехало московское «Динамо», а болельщикам прийти некуда. Все было сделано по нормативам УЕФА.
— Но «Локомотив»-2 все равно расформировали.
— Да, сочли его существование неэффективным. Но «Локомотив»-2 был неэффективным, потому что вы так работали! Надо было больше уделять внимания. Худо-бедно, но основным защитником «Спартака» стал парень из второй команды.
— Илья Кутепов.
— Именно. Давыдов прибавляет. Если бы не было «Спартака»-2, где бы он набирал форму после аренды в Чехии? Я в свое время много кого в аренду отдавал, но заиграли не все. «Локомотив» потерял из-за аренд Полоза, Смольникова, Фомина... Бурлак в свое время потерял полгода, просидев в аренде. Чем плоха аренда? Когда ты отдаешь игрока в другую команду, там с ним никто не будет возиться, у тренера есть задачи, которые перед ним ставит руководство. На лавку посадил — тот и сидит. Вспомните Базелюка из ЦСКА. Отдали его в «Торпедо», а он там сел на скамейку, никому не нужен. А наличие дубля дает тебе представительство в первой лиге, где могут играть свои ребята. У нас выросли Габулов-младший, Саркисов, Зуйков, кстати говоря, который сейчас стал игроком «Зенита». Я верил, что Сережа заиграет, очень крепкий парень! Быстрый и жесткий игрок. Вторые команды обязательно нужны, иначе появляется пропасть между выпускниками школ и главными командами. Заиграют у тебя или ты подготовишь их для команд премьер-лиги и ФНЛ, куда сможешь продать. Вот для чего нужны вторые команды.
— Минусов совсем нет?
— Только из-за возникновения конфликта интересов. С одной стороны, тот же Влад Радимов должен готовить молодых ребят для главной команды. С другой — перед ним ставят еще и спортивные задачи, занять определенное место. Если перед командой не ставить задачу добиваться результата, они станут действовать расхлябанно. Пусть ты и не выйдешь в премьер-лигу, но первое место занять можешь. Если бы в «Зените» был тренерский совет, которым руководил бы Мирча Луческу, тогда бы у него и не было недовольства второй командой.
Селихов сильнее Лунева, Молло посадят на лавку
— Какой вам видится развязка чемпионата?
— Вообще-то я поспорил с одной из ваших коллег, что «Спартак» чемпионом не будет. Не верю, не потому, что я не люблю «Спартак», просто не уверен, что Массимо Каррере за столь короткий срок удастся сделать команду. Мотиватор он сильный, Аленичев даже рядом не стоял. Хотя Титов, его помощник, сейчас пытается говорить, что это они создали команду. Вот этих горящих глаз спартаковцам и не хватало. Но игра все же неустоявшаяся. Просто сейчас момент удобный: «Динамо» нет, «Локомотив» расхлябанный, в ЦСКА и «Зените» меняются тренеры... Все это на руку «Спартаку». Чемпионство лежит, некому взять.
— Что думаете о трансферах красно-белых и зенитовцев?
— Покупка Адриано — большой риск, может и не заиграть. В «Шахтере» получилось, а в «Милане» нет. Но «горняков» не стоит брать за образец. У Рината Ахметова с бразильцами была своя история. Когда я был в Донецке, он мне рассказывал: «Покупаю бразильца и на год забываю, что у меня есть такой игрок». Тренируются, ходят, балдеют,отдыхают, а играть начинают только через год.
— Но у «Спартака» Фернандо сразу заиграл.
— Посмотришь, что с ним будет на второй год. Результата не будет.Я тебе точно говорю. Что касается Джикия, я его не считаю сильным защитником. Вызов в сборную — это и аванс, и попытка не дать заиграть его грузинам. А вот Селихов — хороший трансфер. Вообще считаю, что лучше бы его «Зенит» взял. Селихов посильнее Лунева.
— Как вам трансфер самарца Йоана Молло?
— Вообще не по делу! Во-первых, он абсолютно недисциплинированный футболист. Луческу не потерпит этого: выпустит два-три раза и на лавку посадит. В «Крыльях» терпели, потому что играть было некому, в «Зените» терпеть не будут. Он же терял мяч, вставал и смотрел футбол. Звездой был. В Петербурге себе такое позволить мог только Халк, потому что на нем игра вся держалась. Гена Орлов по Молло, конечно, совсем жестко прошелся, назвав секон-хендом. Но француза взяли зря.
— Вам ясна трансферная политика «Зенита»?
— Честно говоря, нет. Таких футболистов можно и у себя найти. Надо брать точечно и суперзвезд. Витсель, Халк, Гарай — понятные трансферы. Это футболисты, которые не только результат дадут, но еще и наших научат играть. Когда Гарай все «чистит», Смольникову можно играть; как в сборной оказался без аргентинца рядом, то все. Но все дело в позиции Луческу, которому нравится брать малоизвестных игроков и делать из них звезд. В «Шахтере» он так и делал.
— Может, он боится брать звезд, их авторитета?
— Может быть, не знаю. Но ему точно нравится раскрывать звезд. И все же не считаю, что для «Зенита» это правильно.
— За кем-то, помимо «Локомотива», будете пристально следить?
— Да, за «Уфой». Интересно, какой будет работа Сергея Семака. Для него это серьезный вызов, уверен, он еще не до конца понимает, что же его ждет. Одно дело — быть тренером в штабе «Зенита», другое — в «Уфе». Возможности другие, уровень игроков другой.
— А с Александром Низеликом вы знакомы?
— Нет. Но видно, что парень умный. Как помощник — почему нет? Не всегда тренеры должны быть великими игроками в прошлом. ЖозеМоуринью тому пример. Много таких. Слуцкий тот же. Он разве где-то играл? Посмотрим, что получится у «Уфы».