Накануне матча «Кубани» с «Зенитом» воспитанник краснодарского футбола, выступавший в Петербурге, назвал условие, при котором хозяева смогут рассчитывать на победу над чемпионами России.
«Кубань» уже играет по Ташуеву
— «Кубань» заканчивала прошлый и начала этот сезон с организационными и финансовыми проблемам. Какой сейчас вам кажется обстановка в клубе?
— По-прежнему неопределенной. Руководство краснодарского края обещало финансировать команду, но пока серьезных шагов в этом направлении не сделано. До сих пор актуальны многомесячные долги по зарплате, что напрямую сказывается на команде. Состав не получил должного усиления, да и атмосфера не позволяет играть на максимуме. Возможно, руководство продолжает присматриваться, пытается понять — есть ли у «Кубани» перспектива или же одержанные победы — лишь случайный всплеск. Допускаю, что в зависимости от этого и собирается принять решения об инвестициях.
— Увольнение Дмитрия Хохлова стало неожиданным?
— Да. Дима же пришел в очень сложное время. Из команды ушли несколько лидеров. А когда у тебя нехватка мастеров высокого класса, добиться результата невозможно. Причем это касается любого тренера.
— Что не получилось именно у Хохлова?
— Я не вижу каких-то серьезных упущений у него. Хохлов не смирился с проблемами, не прикрывался ими. Он коммуникабельный человек — много разговаривает с футболистами, пытается найти выход из ситуации, сделать так, чтобы даже в таких условиях команда показывала максимум. На мой взгляд, оставалось лишь потерпеть, и команда могла начать побеждать и с ним.
— Тем не менее побеждать «Кубань» стала именно при Сергее Ташуеве.
— Я хорошо знаю Сергея Абуезидовича, играл у него в «Краснодаре». Его заслуга в последних успехах команды тоже велика. Это видно по игре, которая с его приходом заметно изменилась. Если при Хохлове «Кубань» делала ставку на контроль мяча, много действовала позиционно, то при Ташуеве у «Кубани» стали лучше получаться выходы из обороны, намного агрессивнее команда теперь действует и без мяча — применяет высокий прессинг, заставляет соперника ошибаться у своей штрафной. Крупная победа над «Спартаком» стала показательной — голы забивались именно за счет хорошего движения и динамичных атак. Другой вопрос — получат ли эти успехи продолжение. В ситуации, когда команда недоукомплектована, а некоторые футболисты едва ли не в открытую выражают неудовольствие многомесячными долгами, уверенности в турнирной перспективе быть не может.
Что бывает, когда игрок не готов
— Андрей Аршавин пока больше лечится и восстанавливается, чем играет. А когда выходил на поле, себя лучшего не напоминал. Кубанские болельщики в него еще верят?
— Верят. И очень хотят увидеть настоящего Андрея. Но есть объективная проблема — Аршавин с «Кубанью» не проходил предсезонную подготовку. А когда база не заложена, вписаться в командную игру очень сложно. Даже столь опытному мастеру. Техника, понимание игры, умение направить атаку в неожиданном для соперника направлении — все это по-прежнему с Андреем. Но если хромает функционалка, проявить свои сильные качества в полной мере невозможно. Ведь нужно успевать перестраиваться после потери мяча, вовремя занимать позицию, делать рывки, быстро открываться. Но без полноценных сборов обрести выносливость и резкость невозможно. К тому же это чревато повышенным травматизмом. Что мы на примере Андрея, увы, и видели. Он выходил на поле не готовым, старался по максимуму, но недостаточная готовность приводила к травмам.
— Шансы на его участие в матче с «Зенитом» еще остаются?
— Практически нет. Сергей Ташуев уже объявил, что к встрече с чемпионом России Аршавин восстановиться не успеет.
— Если чудо все-таки произойдет, будет ли, на ваш взгляд, эта игра для Андрея сверхпринципиальной?
— Думаю, да. Это как раз тот случай. Я после ухода из «Зенита» играл против него и за «Ростов», и за «Спартак». Тогда тоже изнутри распирал дополнительный настрой — хотелось не просто выиграть, а доказать свою состоятельность именно перед «Зенитом». Но не более того. У меня все-таки была ситуация не как у Аршавина. Я уходил из «Зенита» спокойно — со всеми сохранились хорошие отношения. Андрей же покидал родной клуб, оказавшись не нужным и, по мнению многих, еще способным играть на высоком уровне и приносить пользу «Зениту». Это формирует мощнейшую мотивацию, и в матче со своей бывшей командой футболист способен удивить, прыгнув выше головы. Поэтому сюжет получается любопытным, но, к сожалению, шансы его увидеть у нас минимальны.
Кто сделает «Зенит» сильнее
— «Зенит» перед матчем с «Кубанью» снова съезжается со всего мира. Некоторые футболисты после матчей сборных вернулись в Санкт-Петербург лишь вчера. Это «Кубани» на руку?
— Только не в этом случае. Ведь почти все зенитовские сборники вернулись в хорошем настроении. Получили игровую практику, их команды победили и отобрались на чемпионат Европы. Эмоциональный подъем всегда компенсирует нехватку времени для подготовки к матчу и проблемы с физическим состоянием.
— Но Халк-то со своей сборной проиграл.
— Здесь уже от Виллаш-Боаша зависит — как быстрее вернуть бразильца в хорошее психологическое состояние и помочь ему сыграть на своем уровне. При том что Халк сегодня таков, что даже при посредственной игре команды у нее всегда есть высокие шансы на победу. Любой стандарт, любая позиционная атака или быстрый прорыв — потенциальный гол в ворота соперника. Найти момент для убойного удара или чтобы вывести на ворота партнера, бразилец может всегда. Поэтому «Кубани» бессмысленно рассчитывать как на то, что «Зенит» собрался в полном составе за пару дней до матча, так и на неоптимальное психологическое состояние Халка. Шанс на положительный результат у нее заметно увеличится только в одном случае — если бразилец на поле не выйдет.
— Что скажете о Денисе Ткачуке, которого Виллаш-Боаш наконец привлек в основной состав?
— У Ткачука видны сильные качества — хорошая левая нога, умение вовремя найти момент для удара, он уверенно смотрится в комбинационной игре. Со временем Денис может стать заметным усилением для «Зенита». Вопрос только в доверии тренера — сколько его проявит Виллаш-Боаш. Думаю, игроков (в том числе и молодых), которые могут закрепиться в составе у «Зенита», достаточно. Вспоминаю, как начинали тот же Аршавин и Саша Кержаков. Их сильные качества были видны и в 18–19 лет. Но сначала они их проявляли эпизодически — такого уж серьезного мастерства, которое постоянно требуется в команде высокого уровня, у них тогда не было. Кержаков же и вовсе почти целый круг не забивал. Но терпение и доверие тренера помогли ребятам и обрести уверенность, и выйти на более высокий уровень.
— После ошибок Юрия Лодыгина основным вратарем пока стал еще один новичок — Михаил Кержаков. Он в чем-нибудь сильнее Лодыгина?
— Пока очень мало данных для таких сравнений, да и вообще для глобальных оценок. Потому категоричных суждений, особенно отрицательных, лучше избегать. Вспомните, как начинал в «Зените» Лодыгин. После Славы Малафеева неизвестный на тот момент вратарь вызывал сомнения. Но Юра встал в ворота и в них закрепился, прибавлял — в сборную бы просто так не позвали. Два с лишним года провел на хорошем уровне. Именно это в большей степени характеризует его, а не последний неудачный период. Что же касается Кержакова, то видно, как он своевременно и надежно играет на выходах, грамотно на линии ворот. Но это лишь пока поверхностные замечания. За несколько матчей оценить вратаря невозможно. Для этого нужна хотя бы половина сезона.