(Фото: РИА «Новости»)
На сегодняшний день наш герой — один из самых опытных футболистов России. Судите сами: заслуженный мастер спорта Игорь Семшов защищал цвета ЦСКА, «Торпедо», «Динамо», «Зенита», «Крыльев Советов». А в сборной России полузащитник дебютировал 17 мая 2002 года в товарищеском матче со сборной Белоруссии. За плечами 36-летнего Семшова чемпионат мира в Японии и Южной Корее, чемпионаты Европы 2004, 2008 (где наша команда дошла до полуфинала) и 2012 годов. В эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем» ветеран рассказал о своих ближайших планах, а также поделился мнением практически обо всех своих бывших командах. Тем не менее начали мы с наболевшего…
С точностью до наоборот
— Увы, в отпуск футболисты «Крыльев Советов» ушли в не самом лучшем настроении. Удалось ли справиться с последствиями психологической травмы, вызванной вылетом из премьер-лиги? Как долго вы лично восстанавливались после неудачи в переходных матчах?
— Знаете, еще зимой было известно, что я покину Самару, однако до последней минуты находился вместе с командой и старался помочь всем, что было в моих силах. Увы, сохранить прописку в премьер-лиге мы не смогли. Скажу честно: был удивлен подобным отношением. Я все-таки поиграл в сборной, имею за плечами большой опыт, но мои услуги оказались невостребованными…
— С чем вы это связываете?
— С тем, что меня приглашал Гаджи Гаджиев, а после его ухода я по большому счету оказался не нужен. Одно дело, если бы команда показывала хороший футбол, набирала очки и занимала место в десятке. Однако когда во второй части чемпионата «Крылья» медленно шли ко дну, а я оставался не у дел, это выглядело странным. Но я не жалею, что окунулся в эту атмосферу. Вспоминаю и хорошие моменты: в команде был отличный коллектив, в Самаре очень преданные болельщики. Тем более печально, что такой клуб покинул премьер-лигу. Искренне жаль самарских любителей футбола, которые до конца оставались рядом с командой, но в итоге незаслуженно пострадали.
— Что же произошло с «Крыльями» в весенней стадии чемпионата?
— В межсезонье мы не сомневались, что финишируем в районе десятки. Осенью было набрано достаточное количество очков, состав остался тем же, атмосфера была спокойной, но… Наверное, в неудаче есть вина каждого, но все-таки за два с половиной месяца сборов команду можно было подготовить так, чтобы спокойно завершить сезон. Мы же постоянно оборонялись, не играли в пас, подстраивались под каждого соперника. Более того, настрой на некоторые матчи просто был никаким! Вспоминаю встречу в Томске с нашим непосредственным конкурентом, когда нужно было не проиграть. (В итоге «Крылья» уступили 0:2. — «Спорт День за Днем»). В том, что команда так безвольно провела важнейшую игру, вина тренерского штаба. Нельзя не настраивать и не готовить футболистов, что бы там кто ни говорил.
— Матч с «Томью» стал началом конца?
— Он просто показал, что шансов на спасение у нас остается все меньше и меньше. На финише сезона все наши конкуренты набирали очки, мы же, напротив, только теряли. Вы посмотрите: вылетевшая напрямую «Волга» в весенней части набрала три очка, тогда как мы всего два! Встречу с «Анжи» в расчет не принимаю — тогда уже было ясно, кто вылетает, а кто попадает в «стыки». Еще раз подчеркну: в таком настрое на важнейший матч есть вина не только игроков, но и тренеров.
— И тем не менее, как вы правильно заметили, спрос есть и с футболистов…
— Не спорю, футболисты всегда непосредственно причастны к результату. Но давайте начнем с того, что при наличии квалифицированных игроков строить команду гораздо легче. «Крылья» же, укомплектованные ребятами высокого уровня, постоянно действовали от обороны. То, что команда умеет играть в пас и оказывать давление, показала игра в Санкт-Петербурге! Надо было развивать игру, улучшать ее, но мы ее только ухудшали. К чему это привело, все увидели в мае. Хочу, чтобы меня правильно поняли: я не собираюсь никого ни в чем обвинять, в неудаче виноваты все — кто играл, кто оставался в запасе или не попадал в заявку, руководство клуба и тренерский штаб. Да, у нас не все получилось на футбольном поле, но, хочешь не хочешь, мы претворяем в жизнь идеи главного тренера, делаем то, чему нас учат.
— Соответствует ли действительности информация, что между бывшим главным тренером «Крыльев Советов» Александром Цыганковым и футболистами произошел конфликт?
— Ну о каком конфликте можно вести речь, если со мной, например, тренер за полгода ни разу не поговорил?! Неужели наставнику, который только начинает карьеру, было неинтересно пообщаться с игроком, имеющим большой опыт? Советоваться со своими подопечными не стесняются даже ведущие зарубежные специалисты! У нас же все получилось с точностью до наоборот.
— Показалось, что сильнейший психологический удар по команде нанесло поражение в матче с «Зенитом», в котором Кабальеро дважды не сумел забить пенальти Юрию Лодыгину.
— На мой взгляд, «Крылья» ни в чем не уступили одной из лучших команд России. Стало очевидно: если мы будем так же играть с мячом, выходить на поле с той же уверенностью в собственных силах, то концовка сезона сложится благополучно. Психология — очень важная вещь. Поражение не давит, если ты не выиграл, но показал достойный футбол. После той встречи мы могли утвердиться в мысли, что способны доминировать в матчах с командами, уступающими в классе «Зениту», но, увы, эффект оказался обратным: после неудачи в Петербурге мы стали играть все хуже и хуже.
— Но ведь шансы в ответном переходном матче с «Торпедо» у «Крыльев Советов» были!
— Без моментов голов не будет. Мы же за две игры создали один-два голевых шанса. Их и у «Торпедо» особо не было, однако они свои возможности реализовали. Мы же, команда премьер-лиги, этого сделать не смогли. Считаю, и в первой встрече надо было действовать по-другому, постараться обязательно забить гол на чужом поле. Но что сейчас шашками махать…
— Каким вам видится будущее «Крыльев Советов»?
— Многое будет зависеть от финансирования и комплектования команды, от того, кто станет главным тренером и генеральным директором. Если все окажется на хорошем уровне, то клуб может быстро вернуться в премьер-лигу, ну а ежели что-то пойдет не так, самарцы какое-то время проведут в ФНЛ.
Судите сборную только по ЧМ
— Ваш контракт с «Крыльями Советов» закончился. Что будет дальше?
— Трудно сказать. Есть агенты, которые занимаются поиском. Пока информации нет. При этом не исключаю, что год в «Крыльях» был моим последним сезоном в большом футболе.
— Вам тридцать шесть, не рано ли вешать бутсы на гвоздь? Навскидку можно вспомнить ваших бывших партнеров по сборной России Сергея Семака и Константина Зырянова, выступавших на самом высоком уровне в еще более солидном возрасте!
— Возможно, вы правы, но прогнозировать что-то действительно сложно. Для начала надо понять, какие будут предложения.
— Было бы красиво закончить карьеру в московском «Торпедо»!
— Согласен, но пока, повторюсь, полная тишина. Хотя опять же все может измениться в один момент.
— Важен ли для вас дивизион и уровень потенциальных клубов-работодателей?
— Премьер-лига — это однозначно, но мне бы хотелось играть в команде, которая борется за самые высокие места, где все построено на высшем уровне. Поэтому скажу так: первая восьмерка.
— Какими вам видятся перспективы «Торпедо»?
— С учетом того, что в премьер-лигу вышли четыре команды из ФНЛ, клубу в первую очередь необходимо закрепиться в элите. «Торпедо» восемь лет не играло на высшем уровне, поэтому и задачи надо решать постепенно. Плюс опять же многое будет зависеть от финансирования.
— Две не чужие вам команды — «Зенит» и «Динамо» — в этом сезоне заняли свои места?
— «Зенит», я думаю, потерял шансы на чемпионство как раз в матче с «Динамо». Бело-голубые по своему составу могли подняться и повыше.
— Поговорим на самую злободневную тему: о сборной России. Вы выступали на чемпионате мира, знаете тонкости подготовительного периода. Что чувствуют игроки на последнем этапе подготовки?
— Сейчас ребята находятся под нагрузками, Капелло проводит интенсивные тренировки, чтобы к чемпионату в Бразилии подвести команду в хорошей форме. Контрольные матчи в некоторых газетах называют бледными, невыразительными, но, поверьте, в этих играх тренеры решают конкретные задачи, игроки пытаются наиграть определенные комбинации, почувствовать друг друга. Необходимо привести уровень функциональной готовности футболистов к общему знаменателю: кто-то на финише сезона редко выходил на поле, кто-то был травмирован или, напротив, играл много. Но лакмусовая бумажка — чемпионат мира. Там-то все и увидим.
— Вы дебютировали за сборную России в матче с Белоруссией как раз накануне мирового первенства в Японии и Корее. На Кубке LG подопечные Олега Романцева сыграли и с Югославией, в которой роковую травму получил Александр Мостовой. У вас за плечами масса и других контрольных встреч. Какие были ощущения?
— В таких матчах иногда и дышать невозможно, по полю передвигаешься с трудом. Но через это необходимо пройти. Тогда, в 2002-м, подготовка шла дома, поэтому нам было несколько проще. Но когда мы переехали в Японию и провели контрольный матч с местной командой, возникло ощущение, что это они сборная, а мы клуб. Им было намного легче, мы играли под нагрузками, плюс климат совершенно другой. Хотя мы и выиграли со счетом 3:0, но пришлось тяжеловато.
— Какие рекомендации дадите футболистам нынешнего поколения сборной России?
— Никогда не читать прессу! Если ты сыграл неудачно, публичная критика может задавить, как это было, например, на чемпионате Европы 2008 года после стартового матча с Испанией, проигранного нами 1:4. Столько на нас тогда вылилось! Кто не знакомился с публикациями, перенес неудачу проще, да и тренер тогда грамотно разгрузил команду психологически. В итоге мы раскрепостились и в дальнейшем выступили достаточно успешно. В Польше два года назад сложилась обратная ситуация: после разгрома Италии и Чехии все раструбили, что мы чуть ли не финалисты. Сборная России тогда даже из группы не вышла. Так что пожелание ребятам одно: не читайте газет. Тогда все будет хорошо! (Улыбается).