• Экс нападающий «Зенита» Дмитрий Макаров: «С Халком могу сравниться только килограммами!»

    Персона

    15.01.13 02:09

    Экс нападающий «Зенита» Дмитрий Макаров: «С Халком могу сравниться только килограммами!» - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / «Зенит»

    Быстро бежит время. Десять лет назад «Зенит» под руководством Властимила Петржелы готовился штурмовать серебряную вершину. Ту команду по-прежнему любят петербургские болельщики. «Зенит»-2003 не только добивался результата, но и показывал яркий, быстрый, атакующий футбол. При этом, что самое важное, костяк команды составляли воспитанники петербургского футбола.

    Их судьбы сложились по-разному: Вячеслав Малафеев, Игорь Денисов, Владимир Быстров и Александр Кержаков по-прежнему на первых ролях в «Зените», Андрей Аршавин до недавнего времени была капитаном сборной России, Олег Власов выходит на замену в «Тереке», Константин Лобов восстанавливается после травмы и готовится продолжить выступления за ФК «Русь», Владислав Радимов, Алексей Катульский, Константин Коноплев, Алексей Игонин и Сергей Осипов завершили карьеру. А вот Дмитрий Макаров и Андрей Николаев выпали из поля зрения. И если следы Николаева были замечены в чемпионате Латвии, то Макаров, покинув должность администратора дубля «Зенита», в информационном пространстве растворился совсем.

    Три года он не давал интервью, и вот сделал исключение для «Спорта». И рассказал о прошлом, настоящем, будущем...

    В футбол не играю

    — Последние годы прошли очень быстро, — рассказывает Дмитрий Макаров. — Я все думал, что мне двадцать пять, а нет, уже тридцать! (Улыбается.) Событий, конечно, произошло много. После завершения контракта с «Зенитом» попробовал себя в бизнесе. Параллельно следил за молодежной командой и сейчас начинаю заниматься агентской деятельностью. Это мне, конечно, ближе — все-таки для человека, всю жизнь проведшего в футболе, отойти от него крайне сложно. В этом вопросе мне помогает очень хороший человек — мой бывший агент Олег Саблин. Мы знаем друг друга десять лет, я ему очень благодарен.

    — В футбол сейчас вообще не играете?
    — Нет. Мне еще тогда врачи запрещали выходить на поле, что уж говорить про нынешние времена... Именно поэтому не играю ни с друзьями, ни в любительских турнирах.

    — Вы и из профессионального спорта ушли именно потому, что врачи предупредили о самых серьезных последствиях для вашего здоровья?
    — Увы… Мне сказали, что, если продолжу играть на профессиональном уровне, последствия будут очень печальными. Выбор был очевиден.

    — Ваши бывшие партнеры — Катульский, Тарасов, Коноплев — работают в академии «Зенита». Не было мысли искать себя на этом поприще?
    — Была. Но сначала я стал администратором молодежного состава «Зенита», что в тот момент меня полностью устраивало: постоянно общался с футболистами, находился в гуще футбольных событий. По окончании срока договора обдумывал вопрос о том, чтобы попробовать себя в роли тренера. Однако решил пойти по другому пути.

     

    — Каким получилось расставание с «Зенитом»?
    — Нормальным, без проблем. Я очень благодарен «Зениту» за то, что после окончания карьеры мне предоставили возможность поработать в клубе.

    — На домашние матчи удается выбираться?
    — Меня постоянно приглашают, но, к сожалению, часто занят в это время. При этом практически все игры «Зенита» смотрю по телевизору.

    — «Зенит»-2003 и «Зенит»-2013 — абсолютно разные команды?
    — Тогда и футбол был совсем другим. Конечно, по именам нынешняя команда не сравнима с нашей, тем более в последнее время «Зенит» ставит перед собой самые серьезные задачи не только в чемпионате России, но и на международной арене.

    — Некоторые ребята, с которыми вы выходили на футбольное поле десять лет назад, по-прежнему в «Зените»: Малафеев, Кержаков, Денисов, Быстров. Поддерживаете отношения?
    — Не так давно разговаривали с Александром Кержаковым. Но сказать, что с кем-то встречаюсь регулярно, не могу.

    — И про Андрея Николаева ничего не слышали?
    — Вы знаете, сам найти его не могу! Он как-то звонил и сказал, что хочет остаться играть в Питере, но потом опять пропал! Несколько лет успешно выступал в Латвии, но последнее время об Андрее ничего не слышал.

    — Если я попробую провести параллель между вами и Халком — такое сравнение будет уместно?
    — Разве что по весу! (Смеется.) А так мы разноплановые игроки. Я, кстати, попал в «Зенит» вообще как крайний полузащитник. Сейчас же у «Зенита» схема совершенно другая, более атакующая, так скажем.

    — Ну насчет «более атакующей» можно поспорить: так, как бежал «Зенит» в 2003-м, бегала только команда Юрия Морозова!
    — Да, это факт. Но тогда мы просто неслись, а сейчас «Зенит» дейст­вует более разумно.

    Все ориентировано на результат

    — Как считаете, «Зенит» способен отыграть пять очков у ЦСКА и третий раз подряд выиграть чемпионат России?
    — Конечно, способен! В премьер-лиге есть несколько команд, которые могут составить друг другу серьезную конкуренцию. Это, кстати, очень хорошо. Пять очков — не так много. Теперь все будет зависеть от того, как соперники проведут оставшуюся часть турнирной дистанции.

    — «Зениту» в отличие от ЦСКА придется играть на два фронта. А с учетом Кубка России — и на три! Это дает армейцам какое-то преимущество?
    — Вы знаете, весь мир играет на два фронта. А в Англии даже не четыре! Так что на самом деле это не должно сказываться, тем более у «Зенита» серьезная скамейка запасных.

    — Что скажете о противостоянии с «Ливерпулем»?
    — Мне кажется, «Ливерпуль» сейчас не тот. Это пять-шесть лет назад в его составе выступали Маскерано и Хаби Алонсо, а сейчас этой команды не надо бояться. Да и вообще «Зенит», если захочет, может обыграть любого соперника. В том числе и «Ливерпуль».

    — Многие упрекают Лучано Спаллетти в том, что в команде нет местных воспитанников. В 2003 году ситуация была принципиально иная: в составе «Зенита» было двенадцать (!) петербургских игроков, из которых восьмерым было по девятнадцать-двадцать лет. Почему же за десятилетие все перевернулось с ног на голову?
    — Все ориентировано на результат. Перед тренером всегда ставится четкая задача, которую он обязан выполнить здесь и сейчас. Под эту задачу и приобретаются игроки. Понятно, что в таком случае молодежи очень сложно пробиться в состав. Тем не менее посмотрите: Спаллетти привлекает к работе с «основой» молодежь, дает ей шанс! Просто этим шансом надо воспользоваться.

    — И тем не менее вы работали в дубле «Зенита» и согласитесь со мной, что мы потеряли целое поколение: Пятников, Соснин, Мочалин, Бобровский — список можно продолжить!
    — Абдулфатах, Хохлов… С Сосниным, кстати, периодически созваниваемся. Но опять же — все ориентировано на результат. И не через два-три года. У «Зенита» нет времени ждать, пока молодые игроки из дубля перейдут на качественно другой уровень. Клуб, у которого такие серьезные финансовые возможности, приобретает уже сложившегося игрока европейского уровня. С другой стороны, молодежь уходит в аренду, получает опыт. И имеет шанс вернуться в «Зенит».

    Играли с горящими глазами

    — Давайте вспоминать. После матча с «Ураланом» («Зенит» проиграл 0:1. — «Спорт») Петржела выставил на матчи Кубка премьер-лиги и чемпионата России со «Спартаком» и «Аланией» сразу нескольких молодых футболистов: Макарова, Денисова, Быстрова, Лобова, Власова, Николаева. Риск оказался оправдан — дела «Зенита» резко пошли в гору. Это был счастливый билет, совпадение или просто в Петербурге выросло талантливое поколение, подобного которому нет уже десять лет?
    — А может, просто все в одночасье воспользовались своим шансом? (Хитро улыбается.)

    — «Зенит» стал побеждать, а победный состав, как известно, не меняют.
    — Да! Хотя мне трудно сказать, почему все произошло именно так. Может, мы очень стремились играть на высшем уровне, терпеливо ждали своего шанса. Хотя, скажем, я дебютировал в «Зените» еще при Юрии Андреевиче Морозове, который всегда давал дорогу молодым. Почему так поступил Петржела? Мне трудно сказать. Наверное, у него были на это свои причины.

    — «Зенит»-2003 до сих пор любят петербургские болельщики за кураж, эмоции, драйв, высочайшие скорости. Действительно ли в команде все были в хорошем смысле слова помешаны на футболе?
    — Да. Ребята играли с горящими глазами. Тем более мы, молодежь, которой дали шанс проявить себя. В такой ситуации надо было сделать все возможное и невозможное, чтобы закрепиться в составе. Петржела, дейст­вительно, раскрепостил команду — у него был другой, европейский подход к тренировкам. При этом тренере никто никого работать не заставлял, все зависело только от самого игрока. Все было просто: не хочешь — не делай. Но тогда ты и играть не будешь. И мы это хорошо понимали.

    — А работать-то приходилось много — чего стоят знаменитые четырехразовые тренировки на первом сборе!
    — А я, кстати, этот сбор из-за травмы пропустил! (Смеется.) А впоследствии попадал только на три тренировки.

    — Какая история, связанная с Петржелой, хранится у вас в памяти до сих пор?
    — Лето, жарко, у нас были запланированы две тренировки — утренняя и вечерняя. Поработали утром, стали заниматься индивидуальной подготовкой — растягиваться, качать пресс, и вдруг выходит Петржела и говорит: «Что-то жарко сегодня, езжайте-ка вы по домам!» Вот так у нас получился практически выходной день (смеется).

    — За «Зенит» вы сыграли сорок два матча и забили одиннадцать голов. Какой из них самый памятный? В Казани 27 сентября 2003 года?
    — А мне как-то больше понравился гол в ворота «Црвены Звезды» (улыбается). Конечно, мяч «Рубину» был более важен с турнирной точки зрения — насколько я помню, до того времени «Рубин» дома вообще не проигрывал! («Зенит» выиграл 2:1. — «Спорт».) Хотя на самом деле все голы памятные, и какой-то один мне выделить трудно.

    — Памятны в том числе и три мяча в ворота несчастного «Иртыша»?
    — Да-да!

    — В 2004 году «Зенит» реально претендовал на чемпионство, но осенью выступил неудачно и финишировал лишь четвертым. Вы нашли ответ на вопрос: почему это произошло, чего не хватило команде, чтобы завоевать золотые медали?
    — Мне кажется, нам элементарно не хватило опыта. Особенно это доказал домашний матч с ЦСКА, который мы проиграли со счетом 0:3. Да, мы играли с запредельной самоотдачей, с горящими глазами, но ключевым фактором на таких этапах является именно опыт. И, может быть, везение. У нас же не было ни того, ни другого.

    — С Аршавиным и Кержаковым вам с Андреем Николаевым конкурировать было нереально?
    — Ну почему нереально? Шанс есть всегда — вопрос в том, как им воспользоваться.

    — Сейчас, годы спустя, не жалеете о том, что приняли решение уйти в «Амкар»?
    — Нет, не жалею. Уже тогда возникали вопросы о моем здоровье, да и Петржела не возражал против моей продажи. После «Амкара» прошел обследование у Александра Павловича Трачука (травматолог-ортопед. — «Спорт»). Он и сказал: «Все». Съездил, правда, еще на осмотр в Германию, но и там мне рекомендовали ограничивать себя в активном движении.

    — Больно и обидно заканчивать играть в футбол в двадцать шесть?
    — Вы знаете, так сложилась судьба. Но футбол дал мне очень многое — я поиграл в «Зените», приобрел много друзей, поездил по миру. Мне есть что вспомнить: я поработал с Морозовым и Петржелой, завоевал серебряную медаль чемпионата России и золотую за победу в турнире дублеров, выигрывал Кубок премьер-лиги. Но сейчас надо двигаться дальше. И ничего страшного в этом нет.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»