(Фото: РИА «Новости»)
Накануне матча Россия — Лихтенштейн корреспондент «Спорта День за Днем» дозвонился в Стокгольм 32-летнему Анатолию Пономареву. В 2006 году экс нападающий сборной Азербайджана провел сезон в составе «Вадуца». В откровенном разговоре сын олимпийского чемпиона Сеула-1988 в составе сборной СССР Игоря Пономарева поделился воспоминаниями о времени, проведенном в княжестве, попутно признавшись, почему закончил карьеру в двадцать восемь лет.
Лучшее выступление в истории клуба
— Анатолий, чем вас соблазнило предложение из Лихтенштейна? У вас ведь все неплохо складывалось в «Интере» из Баку, за который вы перед тем, как поехать в Лихтенштейн, забили 17 голов в 25 матчах.
— Первоначально мне поступило предложение от швейцарского «Туна». В предыдущем сезоне «Тун» выступал в групповом турнире Лиги чемпионов, обыграл в квалификации киевское «Динамо». Но со швейцарцами не сложилось. Тогда на горизонте и появился «Вадуц». Время уже поджимало, я подписал контракт на два года.
— «Вадуц» в то время выступал в челлендж-лиге — втором по рангу дивизионе чемпионате Швейцарии. Вас это не смущало?
— У клуба были большие амбиции. Стояла задача сначала выиграть челлендж-лигу, а в следующем сезоне навести шороху уже в элитном дивизионе Швейцарии. Начало было многообещающим. «Вадуц» тогда в Кубке УЕФА обыграл венгерский «Уйпешт» (дома 4:0, в гостях 0:1), на равных сражался с «Базелем» (1:0, 1:2). Это было лучшее выступление клуба в еврокубках. Вот только я в первых матчах сезона участия не принимал. У меня контракт с «Интером» закончился, но азербайджанский клуб не спешил отдать мой трансферный лист. Пока закрыли все вопросы, начался сезон. В итоге пропустил еврокубковые баталии и три первых тура в чемпионате Швейцарии.
— Вы в десяти матчах забили шесть голов, но надолго в «Вадуце» не задержались. Почему?
— К тому времени уже стало понятно, что в том сезоне «Вадуц» в высший дивизион Швейцарии не выйдет — эту задачу команда выполнила только два года спустя. Я же был одним из самых высокооплачиваемых игроков команды. Поэтому в процессе переговоров было принято решение разорвать контракт. Я уехал в шведский ГАИС.
— Сколько зарабатывали игроки «Вадуца»?
— С легионерами и лидерами команды контракты заключались на уровне пятнадцати-двадцати тысяч евро в месяц. Легионеры были преимущественно из Южной Америки — четыре аргентинца, бразилец и чилиец. Общался с ними на испанском — выучил за время, проведенное в «Мальорке». Тренером был итальянец. Местные игроки, имевшие место в стартовом составе, зарабатывали по пять-семь тысяч евро. Молодые игроки — по паре тысяч евро. Любителей, которые после тренировки и матча спешили на ночные дежурства, в команде не было. У «Вадуца» было все в порядке с инфраструктурой, хорошие поля, все на профессиональном уровне.
Как «Нефтчи» в Азербайджане или «Спартак» в России
— «Вадуц» проводит домашние матчи на стадионе «Райнпарк», который также является домашней ареной сборной Лихтенштейна. Какая была заполняемость «Райнпарка» на матчах «Вадуца»?
— Футбол в княжестве — спорт номер один. «Вадуц» в Лихтенштейне — это как «Нефтчи» в Азербайджане или «Спартак» в России. Стадион вмещает более шести тысяч зрителей — больше, чем жителей в городе. Конечно, аншлаг был только на центральных матчах. Но даже рядовые игры собирали полстадиона. Напомню, что чемпионат страны в княжестве не проводится — только Кубок Лихтенштейна.
— Чем вам запомнилось время, проведенное в Лихтенштейне?
— Остались в памяти карликовые размеры города и княжества. Пять минут на машине — и ты в Швейцарии. Тридцать минут — и в Австрии. Отметил бы и дороговизну. Мы с женой на машине, которую мне предоставлял клуб, на выходных ездили в Австрию за продуктами и другими товарами. Там было значительно дешевле. В Австрии в пиццерии пицца стоила пять евро, в Лихтенштейне — пятнадцать евро.
— С уроженцем Российской империи бароном Эдуардо фон Фальц-Фейном не удалось познакомиться? Барон в 1936 году основал Национальный олимпийский комитет Лихтенштейна, был его президентом. А его дядя Фридрих Фальц-Фейн в XIX веке основал заповедник «Аскания-Нова».
— Слышал о нем, но познакомиться не получилось. Его семья покинула Россию вскоре после революции. Барону в 2006 году было уже далеко за девяносто, но он для своего возраста выглядел очень бодро.
— А что помешало вам бодро выглядеть на поле еще несколько лет? Закончили с активными выступлениями, как и ван Бастен, в двадцать восемь…
— У Марко были травмы, у меня ситуация другая. Просто потерял мотивацию. Заканчивал в турецком «Ордуспоре». У меня была нормальная зарплата. Мог еще на этом уровне играть и прилично зарабатывать. Все друзья были в шоке, когда узнали о моем решении. Но я решил, что пора перевернуть эту страницу в своей жизни.
— Вскоре вы стали футбольным агентом. Какие успехи на этом поприще?
— В «Зенит» пока что никого не предлагаю. И не факт, что предложу. Вел несколько ребят. Устраивал их в Казахстане, Молдавии, Дании, Швеции, Турции и Шотландии. Были хорошие связи с Голландией. Но теперь у меня другой бизнес, и футбольными вопросами занимаюсь не так активно, как раньше.
Восемь фактов о Лихтенштейне
- Население Лихтенштейна составляет 36 838 человек (217-е место в мире по этому показателю).
- Территория — 160 475 км2 (189-е место в мире).
- Княжество основано в 1719 году, получило независимость от Германского союза в 1866 году.
- Официальный язык — немецкий.
- С 1919 года дипломатические и консульские интересы Лихтенштейна представляет Швейцария.
- В 1868 году княжество отказалось от собственных вооруженных сил.
- Во время Второй мировой войны Лихтенштейн соблюдал нейтралитет.
- Сейчас полиция княжества насчитывает 120 сотрудников.