Бывший нападающий сборной России дважды, с промежутком в десять лет, противостоял «Ливерпулю». К слову, в далеком 1992-м встреча с мерсисайдцами, по сути, стала дебютом на таком уровне. Вспоминая события 20-летней давности, Бесчастных рассказал, что может выбить из колеи на «Энфилд Роуд», как англичане оказывали давление на соперников и почему нынешний «Ливерпуль» уступает самому себе прошлому.
Удивился, когда перед носом увидел зрителей
— Владимир, давило ли на вас, 18-летнего новобранца «Спартака», громкое имя соперника?
— Да, волновался сильно. Ведь той осенью я только дебютировал в еврокубках, а тут такой титулованный соперник! Но опытные партнеры помогли, поддержали. Как потом показали матчи, справиться с напряжением удалось.
— Как в «Спартаке» оценивали шансы?
— Помню, что нас считали аутсайдерами. Но на команде это не сказывалось. Мы же знали силу «Спартака» и выходили на первый матч в Москве, отбросив прогнозы и громкое имя соперника. Мысли были традиционные — только о победе.
— Тренеры делали акцент на необходимости создать задел в первой встрече?
— Об этом речи не было. Все ведь прекрасно понимали, что «Ливерпуль» не та команда, с которой можно рассчитывать на какой-то задел. Тренеры разбирали тактические моменты, особенности игры некоторых лидеров англичан, говорили о том, как надо сыграть, но уж точно не о необходимости выиграть с определенным счетом.
— Тем не менее «Спартак» дома победил 4:2. Как думаете, не будь этого преимущества, на «Энфилде» бы пришлось тяжелее?
— Однозначно! Действуй «Ливерпуль» намного осторожнее, еще неизвестно, по какому сценарию могла бы пойти игра. А так соперники с самого начала сделали акцент на атаку. Нам это оказалось только на руку — мы могли использовать свободные зоны. Что во втором тайме позволило забить два гола.
Игроки «Ливерпуля» нам кричали в дверь
— Атмосфера «Энфилда» может выбить из колеи?
— Насколько помню по себе, поначалу пришлось тяжело. Даже не столько тяжело, сколько непривычно. У нас ведь и сейчас-то стадионов без беговых дорожек очень мало, а тогда мы вообще в России таких не видели. Привыкли, что трибуны всегда где-то далеко от поля. А на «Энфилд» выходишь, и зрители тебе смотрят едва ли не в глаза. И соответственно акустика мощная — шум чувствовался сильнее. Было неожиданно, мягко говоря.
— Ответственность больше давит на молодых игроков или вообще на всех?
— Думаю, впечатлить такое может любого игрока, независимо от возраста. Но здесь вопрос в том, какой у команды характер. Мы волновались, но не боялись. Из колеи нас эта атмосфера точно не выбила. А уж когда установили контроль за мячом, так вообще на давление трибун внимания не обращали.
— Фаны «Ливерпуля» действительно поддерживают команду по-особенному? Или это преувеличение?
— Во многом ауру «Энфилда» создает специфическая акустика. За счет эха песни англичан в самом деле звучат особенно. Вообще стадион выглядел неформально. Когда к нему подъезжали, то ассоциации возникли скорее со зданием, а не со спортивной ареной.
— Для вас это была первая встреча с англичанами на высшем уровне. Чем запомнилось их поведение на поле?
— На поле — ничем. А вот перед выходом из раздевалки сюрприз был. Проходя мимо нашей двери, англичане что-то прокричали в нее. Не знаю, что конкретно, возможно, какие-то устрашающие слова. Хоть встречи с «Ливерпулем» были для меня не первыми на международной арене, но на таком уровне все равно это был дебют. И запомнился он в том числе криками в дверь. После этого никто в раздевалку «Спартака» не стучался и ничего не кричал.
Неуловимые скорости «Ливерпуля»
— Кто считался главной звездой той команды?
— Мне больше запомнились Иан Раш и Стив Макманаман, который уже становился заметной фигурой. Ярким персонажем был и вратарь Брюс Гроббелар, но из-за удаления в первой встрече на «Энфилде» он не играл.
— В 2002-м «Ливерпуль» был другим?
— Сравнивать трудно, потому что другим был сам «Спартак». У англичан, как и прежде, играла мощная команда со звездами, а у нас в составе хватало молодых ребят.
— Вам на «Энфилде» уже игралось спокойнее?
— Мне тогда было уже 28 — я на любом стадионе играл спокойно и уверенно.
— Десять лет назад в «Ливерпуле» уже играл Джеррард?
— Да. И сильные стороны у него были те же, что и сейчас, — отличная техника, пас, удар. Но впечатляло, на каких скоростях Джеррард с Оуэном все выполняли! Отлично помню, что и в Москве, и в Ливерпуле поймать их было практически невозможно.
— Нынешний Джеррард в какую сторону отличается от себя десятилетней давности?
— Думаю, его уровень вполне сопоставим. Джеррард и сегодня полезен команде. В скорости Стивен потерял, объемы работы у него тоже снизились, зато в игровой мудрости да, пожалуй, и в мастерстве прибавил. Так что это по-прежнему очень сильный футболист.
Фавориты — англичане, но все в руках игроков «Зенита»
— Какой «Ливерпуль», на ваш взгляд, самый сильный — в 1992, 2002 или 2013 году?
— По моему мнению, образца 2002 года. Тогда звездный состав сочетался с великолепной игрой. В те годы «Ливерпуль» мог бороться за чемпионство в премьер-лиге. Сейчас у англичан тоже хорошая команда, она выше среднего уровня. Но от высоких мест в таблице нынешний «Ливерпуль» очень далек.
— Кого видите фаворитом в паре «Зенит» — «Ливерпуль»?
— Все-таки «Ливерпуль». У англичан в самом разгаре сезон, а для «Зенита» эти встречи станут первыми официальными в этом году.
— В чем тогда шанс «Зенита»?
— Главное, что зависит от тренера, — как он подготовит команду физически. При нехватке игровой практики это особенно важно. Остальное же зависит уже от пацанов! Они футболисты опытные. У меня здесь каких-то специальных рецептов нет.