Неудачную игру российской сборной на чемпионате Европы, а также дальнейшие перспективы развития нашей национальной команды специально для «Спорта» прокомментировал бывший генеральный директор красно-белых Сергей Шавло, который в свое время провел не один яркий матч за сборную СССР.
Где тонко, там и рвется
— Сергей Дмитриевич, что, кроме разочарования, сейчас испытываете?
— Разумеется, после жеребьевки было оптимистичное настроение, потому что группа нам досталась не самая сильная, имелись все предпосылки для выхода в плей-офф. По силе команды сборная России заслуживала стать первой. Матч с чехами подтвердил, что мы готовы: одержали крупную победу. Потом был непростой матч с поляками, но даже после ничьей оставались хорошее шансы на выход. А потом случился непонятный матч с греками. Непонятный с той точки зрения, что в такой игре многое играет тренерская выдумка. Греки понимали, что у них один шанс, — забить гол в контратаке, поймать соперника на ошибке, наказать. Мы должны были вести свою игру и постараться победить. В какой-то степени устраивала и ничья. Но я считаю, что команда, которая претендует чуть ли не на финал, о чем говорили многие, должна играть с позиции силы. То есть спокойно обыгрываем греков и готовимся дальше. Возможно, игроки слишком легко восприняли все это. А греки сыграли одну из лучших своих игр в плане эмоций. Хотя у них было минимум шансов. Они ждали, терпели, убаюкали нашу оборону и воспользовались моментом. Потом, имея в запасе целый тайм, мы не нашли рычагов, чтобы забить.
— В чем же конкретные причины этой голевой засухи?
— Возможно, сыграло свою роль то, что мы играем с одним нападающим и тренерский штаб практически не попробовал в деле тех футболистов, которые могли бы усилить атаку. Мало играл Измайлов, Аршавина перевели налево. К тому же все знали, что у сборной есть проблемы слева в обороне, и все равно туда ставили Жиркова. А где тонко, там и рвется. Мы оттуда получили гол и с греками, и с поляками. Вместо того чтобы Жиркова использовать на 80 процентов в атаке, его использовали на 80 процентов в обороне. В итоге ни атаки нормальной не получилось, ни обороны. Надо было как-то перестраиваться, поставить более мастеровитого игрока в оборону — того же Комбарова или Граната. А когда мы не выпускаем игроков, которых можно использовать в перспективе, то вот что получается. С одной стороны, это риск, но с другой — когда им получать практику в сборной?
Оскорбления — это не метод
— Выход Павлюченко и Погребянка во втором тайме матча с греками — ошибка?
— Адвокат выпустил двух «столбов», и это было счастьем для греков. Потому что у них в обороне тоже высокие игроки и им легко справиться с похожими по комплекции нападающими. Если бы туда запустили маленьких, юрких, шансов было бы больше, я думаю.
— Этот вылет с Евро — сильный удар для страны?
— Конечно, и для игроков, и прежде всего для болельщиков, которые поехали поддерживать команду в Польшу и надеялись как минимум на четвертьфинал.
— Вы считаете, что сборная в нынешнем составе уже отжила свое?
— Я бы не стал так рубить с плеча. Надо спокойно разобраться, переговорить с ребятами. Думаю, новый тренер разберется. Такие решения надо принимать с холодной головой. Потому что на эмоциях можно наделать много ошибок. Сейчас вот пресса накинулась на Аршавина. Он старался, но не получилось. Мы же не знаем, какие тактические задания дал ему тренер. Так что сложно делать пока выводы. Но, считаю, игрокам надо дать шанс реабилитироваться. А скатываться до оскорблений — это не метод.
— Но ведь сами игроки словно не ощущают своей вины за произошедшее, отсюда и буря негодования…
— Согласен, футболисты тоже должны ощущать свою ответственность, понимать, что ты публичный человек и в случае неудачи должен хотя бы выйти и извиниться перед людьми, что не оправдал их ожидания. К сожалению, из нашей сборной это сделал один лишь Дзагоев, а ни капитан, ни кто-то из опытных игроков даже не вышел. Это, конечно, удручает. Даже поляки, которые набрали два очка, вышли и нашли в себе силы извиниться перед болельщиками. А наши поступили неправильно.
— Откуда идут такие поступки? От вседозволенности? От плохого воспитания?
— Наверное, от воспитания. Я не могу себе представить, чтобы так поступил, например, Семак. А когда все дозволено, когда финансовый достаток… Хотя и болельщики бывают разные, некоторые раздражают. Они подходят часто подшофе, начинают права качать. Но в основном все настроены позитивно, любят сборную, игроков. И футболисты должны им отвечать тем же. Любой воспитанный человек всегда подойдет и что-то скажет. Как бы тяжело ни было. В том числе и работу СМИ надо уважать.
Без сердца и за большие деньги
— Тот факт, что Адвокат после Евро покидает сборную, сказался на выступлении команды?
— Да, и я уже говорил, что все было сделано неправильно. Не продумали этот момент. Одно дело, когда об уходе тренера объявляют однозначно, а тут такая история, что вроде бы с ним собирались продлевать контракт, но не продлили, и он поехал договорился с Эйндховеном. Но даже это могли бы скрыть, сказать все только к концу чемпионата. Игроки ведь тоже все видят и слышат. И что может требовать Адвокат от футболистов, если они знают, что он уйдет. Думают, мол, говори, говори, все равно тебя здесь больше не будет.
— Но это же непрофессионально…
— Да, и тут тоже многое зависит от воспитания игроков. В той же сборной Испании играют, пожалуй, самые обеспеченные игроки в Европе. Но они все равно бьются за победу, за свою страну. Хотя финансовые вопросы им не особо-то важны. А если ты не можешь на сто процентов выкладываться за сборную, так и скажи: «Ребята, я не могу». И вопрос будут исчерпан. У нас в Союзе было другое воспитание: мы играли с сердцем за маленькие деньги, а нынешние игроки – без сердца за большие. Хотя, конечно, нельзя всех стричь под одну гребенку. Есть ребята, которые выкладываются по полной, у них на первом месте не деньги, а битва за страну.
— Сейчас идет очень много споров по поводу кандидатуры на пост главного тренера сборной. Рассматриваются самые разные варианты — от Спаллетти до Газзаева. Вы что об этом думаете?
— Мое мнение таково. Был у руля сборной Адвокат, с ним работал Бородюк. До этого был Хиддинк, с ним тоже работал Бородюк. То есть опыта у топ-тренеров Александр Генрихович набрался. И ребят он знает, и сами игроки к нему привыкли. Почему не попробовать Бородюка? Мы ведь вообще не даем молодым тренерам заявить о себе. Я думаю, сейчас как раз тот момент, когда должна произойти смена поколений, многие игроки уйдут, многие вольются. И как раз с новым тренером все это можно отлично успеть к 2018 году. Если что-то не пойдет, будет время на исправление ошибок.
— То есть Спаллетти — не вариант?
— Он итальянец, у него свой подход. В «Зените» у него сейчас все получается, но не факт, что получится в сборной. К тому же мы можем снова наступить на старые грабли, если он будет совмещать два поста. Ведь вряд ли его так просто отпустят из «Зенита». Тут надо, чтобы РФС занял определенную позицию и всем эту позицию разъяснил: что, почему и как. А если мы будем шарахаться, то ничего хорошего не выйдет. У сборной должен быть свободный российский тренер.