Форвард «Зенита» 1970–1980-х годов Владимир Казаченок рассказал «Спорту» о том, каким он видит развитие молодежного футбола в нашей стране и в Петербурге в частности, сравнил условия, созданные для юных талантов в России и Эстонии (Казаченок — главный тренер эстонского клуба «Калев» из города Силламяэ), объяснил, почему российским футболистам трудно проявить себя на раннем этапе карьеры.
У 90 процентов российских футболистов не поставлен удар
— Владимир Александрович, как в целом можете оценить сезон для молодых футболистов «Зенита»?
— Есть молодые футболисты, но проявить себя они по разным причинам не могут. Кого привлекали в основную команду по большому счету? Всего двоих — Ионова да Канунникова. Не сказал бы, что они были так ярки, чтобы стать полноправными членами «основы». Что должен делать молодой футболист, чтобы на него обратили внимание все? Выйди на поле и переиграй всех соперников. Вот и все.
— Когда Лучано Спаллетти только пришел в команду, он брал на сборы много молодежи. Однако в итоге большинство так и осталось в дубле. Почему?
— Видимо, итальянцу почти никто не понравился, не удовлетворил его требований. Все сборы прошел только один человек — Игорь Чеминава. Однако и он не сыграл ни одного матча за основную команду по ходу сезона. Хотя, как мне кажется, талантливые ребята есть: Сережа Петров неплохой футболист, Станислав Матяш...
— Как думаете, следовало ли Спаллетти приглашать ребят из дубля на последние матчи сезона, в которых «Зенит» уже не решал каких-то турнирных задач как во внутреннем чемпионате, так и в Лиге Европы?
— Не буду говорить о чемпионате — все-таки он закончился еще в конце ноября. Уже прошло довольно много времени. А вот насчет Лиги Европы… Понимаете, вот вы говорите, что в последних встречах группового этапа «Зенит» не решал никаких задач. Не соглашусь. Любая победа в еврокубках дает нашей стране рейтинговые очки, которые будут необходимы в следующих сезонах. Поэтому Лига Европы в любом случае не площадка для экспериментов. Для развития молодежи необходимо какое-то другое соревнование.
— Какое? Чемпионат дублеров?
— На самом деле я вообще не понимаю, как сейчас учат играть молодых футболистов. Раньше младшие смотрели на старших, шли по их стопам. Если что-то не получалось — пожалуйста, оставайся после тренировок, отрабатывай какие-то технические моменты, пока не научишься делать все профессионально. Посмотрите, какой сейчас удар у игроков. У 90 процентов он просто не поставлен! А удар — это язык футбола. Чтобы нанести хороший выстрел по воротам соперника, необходима отточенная техника, голевое чутье, автоматизм на мышечном уровне. Над всеми этими компонентами надо усердно работать, иначе ничего не получится.
— То есть проблема подготовки. А какие еще проблемы можете назвать?
— Инфраструктура, разумеется. Невозможно стать классным футболистом, тренируясь только на искусственных полях. Необходимы поля с нормальным покрытием!
— Но ведь в Петербурге в отличие от других городов России (не считая Москвы) все обстоит гораздо лучше. В Северной столице не такие уж плохие условия…
— Да, можно сказать, что в Питере этому вопросу внимания уделяют довольно много. Выделяются деньги, создаются хорошие условия, чтобы школьники могли на удобных площадках играть в футбол. В общем, есть некая отлаженная система. Конечно, в регионах таких грамотных подходов к развитию юношеского футбола, за редкими исключениями, думаю, не сыскать.
Нужно понимать, чего ты стоишь
— Вернемся к зенитовской молодежи. Если игрок вырастает из дубля, но закрепиться в основной команде у него нет никаких шансов, что ему делать?
— Каждый игрок должен решать сам. Понимаете, у любого игрока должно быть четкое понимание, чего он стоит в футболе. Если человек не хочет играть в дубле и считает, что он достоин чего-то большего, нужно уходить.
— В аренду? Как вам в этой связи игра Антона Соснина, который как раз ушел в «Крылья» по ходу сезона?
— Соснин не смог проявить себя как ведущий игрок новой команды. Здесь важен психологический момент. Чем занимался самарский клуб весь сезон? Пытался остаться в премьер-лиге, выжить. Поэтому они и играли соответствующе, яркой игры не показывали, решали в каждой игре какие-то локальные задачи, не замахиваясь на что-то большое. В таких условиях проявить себя в качестве яркого игрока довольно трудно. Я не хочу открыто критиковать Соснина. На уровне своего клуба он смотрелся нормально, был, что называется, на своем месте, выполнял установку тренера.
— Вы имеете опыт работы за рубежом. По какому пути развития молодежного футбола пошла Европа?
— Я видел в деле молодых ребят из голландского АЗ. Был впечатлен. Каждое их действие доведено до автоматизма, игровое мышление развито на очень высоком уровне. Передачи почти всегда идут туда, куда их задумывают делать футболисты. Видна четкая игровая модель, которой не менее четко придерживаются все.
— А почему такого нельзя увидеть в России? Чем мы хуже голландцев, ведь даже их чемпионат считается слабее нашего?
— У нас нет стройной системы проведения соревнований для молодежи, которая позволила бы замечать на определенных этапах талантливых игроков. Многие ведь просто теряются.
— Но ведь у нас все-таки появляются новые футболисты, которых даже в сборную привлекают. Касаев, например.
— В российском чемпионате по большому счету играют шестьдесят российских игроков. Сборная состоит из одиннадцати человек. Думаете, так сложно попасть в нашу национальную команду? Один больной, один косой — и вот ты уже в футболке сборной России. Если честно, меня игра Касаева не впечатляет.
Зачем отправлять игроков в Эстонию? Там свои есть!
— Как дела с молодежным футболом в Эстонии?
— Все отлажено вплоть до мелочей. Есть четкая система проведения соревнований. Также каждая команда, участвующая в чемпионате Эстонии, обязана выпускать на поле своих воспитанников. Думаю, футбол в этой стране будет очень неплохо развиваться в ближайшие годы.
— Отправлять российских молодых игроков «дозревать» в ту же Эстонию — хороший вариант?
— А зачем им брать футболистов из России? В Эстонии и своих хватает. Все хотят, чтобы играли свои воспитанники, а не чужие. Так что эстонцам это вряд ли нужно.
— Вы сказали, что система проведения соревнований в Эстонии отлажена. А есть ли проблемы с полями?
— Нет. В отличие от России, где в Сибири и на Урале мало что развивается, в Эстонии нормальные стадионы с хорошими полями есть не только в Таллине, но и почти во всех городах страны.
— Напоследок расскажите, какие задачи ставит «Калев» в ближайшем будущем?
— Хотим выиграть Лигу Европы! (Улыбается.)