В Петербурге стартовал юношеский турнир по боксу на призы Николая Валуева, а это значит, что сам депутат-великан вернулся в родной город. Русский Гигант признается, что политика оставляет ему все меньше времени, но именные состязания в Центре физкультуры Красносельского района на улице Здоровцева посещает как прилежный школьник. Юниорский бокс — зрелище не для слабонервных. Кровь, разбитые носы, гематомы в пол-лица, но так создается чемпионский характер, который так нравится болельщикам. А спортсменам нравятся красивые кубки, составляющие особую гордость организаторов петербургского турнира. «В моей юности таких наград не было, только какие-то скромные медальки», — завидует новому поколению Николай Валуев. В преддверии старта соревнований экс чемпион мира рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем», чем занимается Госдума и почему российский боксер-тяжеловес не может ни ГТО сдать, ни на Олимпиаду поехать.
В Рио ездили туристы
— Стартовавший девятый турнир на призы Николая Валуева чем-то выделяется на фоне предыдущих?
— Мы планируем выделиться в следующем году во время юбилейного десятого турнира. Тогда будут исключительные призы и многое другое. Сейчас все традиционно, и я считаю, что это хорошо. Турнир помогает развиваться молодым спортсменам. Он приобрел популярность среди петербуржцев. Приходит много зрителей. Это не только родственники юных боксеров, но и простые любители спорта. Бокс привлекает всеобщий интерес. Вслед за парнями уже и девочки увлекаются боксом.
— И как вам женский бокс?
— Честно говоря, смотрю его с трудом. Однако стремление женщин заниматься боксом поддерживаю.
— Турнир на призы Валуева — солидная вывеска. Может быть, пора выйти на новый уровень? Переехать на многотысячный стадион?
— Для этого нам придется увезти соревнования из Красносельского района, чего я делать не хочу. Красное Село — моя малая родина. Я люблю эти места так же, как весь Петербург. Важно, чтобы человек внимательно относился к той земле, где он вырос.
— В каком состоянии петербургский бокс?
— В Петербурге всегда были достойные боксерские традиции. Здесь следует сказать о непростой ситуации в Федерации бокса России. Там идут разборки, внутренние разборки, которые меня не радуют. Тем временем результаты наших парней на мировой арене падают. Олимпиада в Рио-де-Жанейро-2016 это показала. Туда поехали ребята, которые не должны были ехать. Помните, как тренер сборной России Александр Лебзяк сказал? «Туристы поехали».
— Почему же поехали туристы?
— Отвечая на этот вопрос, я буду озвучивать собственные предположения. А делать это я не имею права. Нельзя обвинять конкретных людей, не имея фактов. Скажу одно: победитель российского отбора должен ехать на Олимпиаду в любом случае.
— Выходит, надо менять правила отбора в национальную сборную?
— Правила отбора есть. Их надо соблюдать. Регламент нарушать нельзя. О чем тут еще рассуждать? Исключения возможны только в том случае, когда спортсмен сборной России в последний момент получил травму и выбыл из строя. Участвовать в Олимпиаде должны сильнейшие.
— А как насчет разговоров о том, что сила не имеет значения и все медали на Олимпиаде заранее расписаны по странам? Об этом открыто высказываются люди, уважаемые в мире бокса. Например, знаменитый российский профи Сергей Ковалев.
— Пускай высказываются. Современные правила судейства любительского бокса позволяют доказать, что ты сильнейший. Надо побеждать так, чтобы сомнений не возникало.
Не бегаю и не подтягиваюсь
— Вы открывали детские школы бокса в Петербурге. Следите за ними?
— Они работают, слава Богу. Не могу сказать, что там небесные райские кущи, но мы следим, чтобы мешки не рвались, тренеры работали. Если инвентарь выходит из строя, меняем все необходимое. Лично работать с этими школами я физически не в состоянии. Очень много времени провожу в Москве. Также езжу в Брянск, поскольку избирался в Госдуму от Брянщины. Нет физической возможности много работать с Петербурге.
— Значит, вы настолько ушли в политику, что на спортивные проекты в принципе не остается времени?
— Почему же. Я плотно работаю с Минспорта, участвую в различных мероприятиях. Например, я посол ГТО.
— Во многих регионах кажется, что послы ГТО активнее, чем желающие сдать нормативы.
— Это дело добровольное. Везде по-разному. Зависит от региона. Я приезжаю в Челябинскую область и вижу, что там люди целыми городами собираются, организуют площадки — и понеслась.
— В Челябинской области и до возрождения ГТО каждый второй был кандидатом в мастера спорта.
— Правильно! А почему? Потому что есть спортивные традиции. Власть должна их поддерживать. ГТО может помочь их поддержать.
— Вы сами пробовали сдать нормативы?
— С гирями я работал, а полный комплекс мне не сдать!
— Вот так так.
— Я же не бегаю и не подтягиваюсь. Колени больные. Мне никак (улыбается).
— А как насчет танцев? Новый министр образования РФ Ольга Васильева предлагает заменить в школах один из уроков физкультуры ритмикой.
— Тут все упрется в оценку этих танцев. Существуют виды спорта с элементами танца. Спортивные танцы, фигурное катание и прочее. Там дети могут заниматься сколько угодно.
— Будучи депутатом Госдумы, вы работаете в Комитете по экологии. Чем он сейчас занимается?
— Первоочередная проблема — переработка и утилизация твердых коммунальных отходов. Обычного мусора. Проблема свалок по стране огромна. Если собрать все свалки твердых отходов России, то они покроют территорию Голландии целиком. Страшно замусорен Крым за то время, пока был украинским. Отходы лежат прямо в оврагах и уходят в грунтовые воды и в море. Мы можем построить полигоны, отвечающие современным требованиям, но переработка мусора составляет огромную проблему. Нужны новые заводы, инфраструктура.