«Пандемия коронавируса бьет не только по здоровью, но и по экономике», так сказал генеральный директор «Зенита» Александр Медведев в фильме Владислава Воронина на Youtube-канале Sports.ru. Действительно, российский футбол переживет непростые времени в ближайшие пару лет из-за того, что сезон внезапно приостановился из-за всеобщей болезни. Фильм «Худший кризис в истории футбола» раскладывает по полочкам все проблемы, которые возникли из-за пандемии, а также пути их разрешения. «Спорт День за Днем» выделил несколько важных тем, которые поднимает Владислав Воронин.
Почему сокращают зарплаты игроков?
Уже в марте, а особенно в апреле, клубы РПЛ активно заговорили о сокращениях зарплат. Практически всем большим клубам удалось договориться с футболистами. Сокращения зарплат произошли от 20 до 50 процентов. Правда, по большей части игрокам обещают вернуть деньги, если сезон будет доигран. И все-таки гендиректор «Зенита» Александр Медведев отметил, что сокращение зарплат позволит клубам перераспределить финансы.
Экономическая ситуация непростая. Сокращение зарплат позволяет сократить персонал и управлять денежным потоком. Это необходимо, чтобы объекты инфраструктуры были в порядке «Газпром-Арена», база и академия. За этим стоит не желание воспользоваться кризисом, чтобы понижать футболистов. А необходимость, заявил функционер.
При этом Воронин отмечает, что в российском футболе футболисты максимально защищены контрактами, поэтому ведут переговоры с клубами с позиции силы. Однако в НБА в соглашениях игроков есть пункт, по которому они теряют около 1% от зарплат, если они пропустят матч по причинам не связанным с лигой. Таким образом, если регулярный чемпионат НБА не будет доигран, то игроки недополучат около 20% зарплат (им надо доиграть по 19 матчей).
Почему клубы РПЛ теряют прибыль?
Отлично ответил на этот вопрос Александр Медведев. И надо понимать, что если «Зенит» так сильно страдает из-за экономического пандемического кризиса, то у других клубов ситуация может быть еще хуже.
Самый тяжелый вопрос возникнет не в этом сезоне, а в следующем, когда со спонсорами будет обсуждаться объем контрактов. Пандемия бьет не только по здоровью, но и по экономике. Не случайно наши клубы сталкивались с проблемами с финансовым фейр-плей, потому что есть перекос финансирования. Увеличивать цены на билеты нереалистично, скорее всего, потребуется наоборот снижать цены в первоначальный период, учитывая, снизившиеся доходы жителей нашей страны.
Реформы Воробьева. Клубы РПЛ могут заработать на карантине, а регионы спасти людей
С телеправами ситуация плачевная. Внутренние и внешние права не могут пробить потолок в 5 млн в год. Я однажды сказал об этом «кот наплакал», но это даже не кот, а котенок наплакал. Если у нас самая успешная передача на телевидении с коммерческой точки зрения это «Дом-2» и три программы «Голоса», в том числе для детей и пенсионеров. Мне кажется за этим стоим механизм перераспределения рекламных ресурсов в пользу производителей этих развлекательных передач. Если ничего не изменить, то так мы и будем крохи рекламные с пола собирать. Рассчитывать, что эти деньги помогут развитию нашего футбола будет очень трудно.
Тогда остается один только реальный источник владельцы и спонсоры, у которых тоже неизбежно возникают проблемы вне зависимости от того, в какой области экономики они работают. Если будет замедление экономического роста, то это ударит по всем отраслям. На ближайшее время всем надо задуматься о затягивании поясов, чтобы это время пережить и двигаться дальше.
Могу назвать цифру если доиграем сезон, то [билетная] выручка составит 1,2 миллиарда рублей. Это существенная цифра. РПЛ плюс Европа. Каждый матч без зрителей это минус 80 миллионов. Можем ли мы примириться с тем, чтобы потерять такие деньги? Ну это существенная сумма. По новому курсу это почти миллион евро, рассказал генеральный директор «Зенита».
Почему пандемия может вызвать обрушение футбольного рынка?
Не так давно клубы по всему миру отработали схему отложенных платежей по трансферам. Это позволило им полностью укомплектовывать состав буквально за одно трансферное окно. Условно говоря, если бюджет на трансферы был составлен в размере 50 млн евро, то клубы стали покупать не одного футболиста за эту сумму, а пять игроков, разделив платежи на транши в пару-тройку лет. В одном из отчетов УЕФА зарегистрировала 38% таких сделок от общего числа, что вызывало беспокойство. Уже в 2018 году они говорили, что в случае неожиданного кризиса это может привести к обрушению рынка, когда окажется, что клубы будут в долгах по отложенных платежам, но не смогут отдавать деньги.
Двоякая ситуация. Мы должны получить часть платежей по трансферам и должны заплатить часть платежей. В Европе четко заявлены, что все обязательства по декабрь 2019 года должны быть исполнены. Что касается этого периода, то надо ждать возобновления, чтобы понять реструктурировать ли платежи, прокомментировал ситуацию Медведев.
Почему упадут суммы трансферов?
Логично рассудить, что если упадут доходы клубов, то сократятся и суммы, которые они смогут потратить на трансферы.
Как и на рынке любых товаров, в кризис цены падают. Сейчас говорить о новых приобретениях преждевременно. Надо иметь бюджет для этого и смотреть, какие будут цены. На первом месте стоит задача победно доиграть чемпионат и выиграть Кубок России, отметил Медведев.
Почему Европа пострадает из-за кризиса меньше, чем РПЛ?
Клубы РПЛ имеют крайне мало негосударственных доходов. Они долгое время находились в достаточно комфортных условиях, когда понимали, что деньги на счет поступят в любом случае, им достаточно просто доиграть сезон. Александр Медведев подробно расписал, как клубы могут зарабатывать, и объяснил, почему сделать это достаточно сложно. В частности, из-за скромных заработков от продажи телеправ.
16 матчей «Зенита» с московскими командами. Есть способ сделать РПЛ интересной
Почему клубы РПЛ зарабатывают так мало на телеправах? В данный момент стоимость прав составляет 23 млн евро за сезон. Далеко не только топовые европейские чемпионаты продают свои права дороже: Бельгия (80 млн евро), Польша (68), Швеция (51), Дания (42), Норвегия (40), Швейцария (37), Шотландия (35), Австрия (31,5).
Причины:
1. Монополия «Матч ТВ». Это единственный бродкастер. Если при тендере за права будет бороться кто-то еще, то никто не покажет футбол по ТВ. Других спортивных телеканалов нет. Ни в одной топовой лиге правами не владеет один телеканал. В Интернете есть желающие приобрести права на показ матчей чемпионата России, но РПЛ поддерживает монополию «Матч ТВ».
2. Несистемность. Нет привычки для того, чтобы футбол был платным. РПЛ время от времени становится то платной, то бесплатной. Сейчас опять становится платной. Но привычки нет. Поэтому количество подписчиков держится на уровне 500 тысяч, как и семь лет назад. (В конце 2020 года контракт РПЛ с «Матч ТВ» может быть пересмотрен, если у «Матч Премьера» не будет около 1 млн подписчиков.)
3. Расформирование «Лиги ТВ». В РПЛ был проект, который полностью отвечал за показ матчей, который относился к делу системно. Сейчас РПЛ не контролирует свой продукт, полностью за это отвечает «Матч ТВ».
Читайте также
Новый контракт Семака с «Зенитом». Газпром должен сэкономить