Екатерина Юрлова-Перхт – последняя на данный момент российская биатлонистка, побеждавшая на чемпионате мира. В наступающем году ее легендарному триумфу в финском Контиолахти исполнится 10 лет.
В году уходящем Юрлова-Перхт завершила профессиональную карьеру, однако, по признанию, биатлонистки, спорта в ее жизни стало едва ли не больше, чем было раньше. Эти темы, как и возвращение россиян в мировой спорт, заработки биатлонистов и проблемы с инвентарем, мы обсудили на хоккейном турнире «Уральская классика», который Екатерина посетила в качестве приглашенного гостя.
«Решение о завершении карьеры приняла для себя давно»
– Вас очень красиво проводили на Кубке Содружества в Мурманске: и медали подарили, и церемонию с шампанским устроили. Со стороны выглядело супер душевно – как вы сами всё воспринимали?
– Согласна с вами. Это, прежде всего, было очень душевно. Я благодарна организаторам, Союзу биатлонистов России и ребятам, которые принимали участие в этой церемонии – церемонии прощания со мной, ха-ха.
На самом деле Мурманск для меня – место знаковое. В этом городе началась моя карьера в составе национальной сборной – именно там я впервые попала в состав. Для меня было знаково там же её завершить. Когда я узнала, что в Мурманске пройдёт Кубок Содружества, причём заключительный этап, я уже в начале сезона всё сказала руководству СБР.
– Что вам ответили?
– «Ты подумай хорошо – может, пока еще рано?». Ха-ха. Но нет, для себя я решение уже давно приняла. Рада, что всё так получилось.
– Вы тогда прослезились. Как потом отходили?
– Так как я давно решила, что пора заканчивать с профессиональным спортом, отошла довольно быстро. На самом деле момент действительно был эмоциональный, и сложно было сдержать слезы. Но, наверное, это были слезы радости. С одной стороны, ты понимаешь, что вроде как все закончилось. С другой стороны, это большая грусть, потому что 20 лет профессионального спорта за спиной – можно сказать, половина моей жизни.
«Девчонки в Европе спрашивали, почему в России не знают английский»
– У вас удивительно позитивная репутация: и в России, и в мире. Все отмечали и ваше поведение, и вашу речь. Вы никогда не были замешаны в скандалах. Вы как-то специально работали над имиджем, или всё получилось само собой?
– Мне кажется, с первых шагов в биатлоне я просто старалась быть максимально открытой и сейчас благодарна всем, кто поддерживал меня, начиная от родителей, тренерского штаба и заканчивая болельщиками. Всегда старалась максимально говорить правду и сохранять позитивный настрой – это помогало мне в течение всей спортивной карьеры.
«Держу кулаки за "Зенит"». Екатерина Юрлова – о новой работе, Олимпиаде и марафонах
– Вспомнил об этом в связи с моментом, когда Кайса Макарайнен вас поздравляла с золотом на ЧМ. Не каждый раз проигравший поздравляет победителя.
– Накануне этого сезона я была на самоподготовке, и большую её часть провела в Финляндии, в Контиолахти, с Анатолием Николаевичем Хованцевым. Ну и с Кайсой. Она тогда открыла для меня новый вид спорта – спортивное ориентирование. Таскала по финскому лесу, я за ней бегала, свесив язык на плечо, хах. Может быть, такие тренировки, вот этот резкий бег сломя голову дали свой эффект на последующий сезон. Несмотря на то, что я его начала плохо, после Нового года удалось реализоваться. И потом результаты пошли по нарастающей.
Кайса мне писала еще в декабре 2014 года, говорит, почему я тебя не вижу. Пришлось ответить, что, к сожалению, я не могу пока пробиться в команду. Результат не позволяет. А дальше Кайса увидела, что меня взяли на чемпионат мира, и одной из первых мне позвонила. Сказала: «Я так рада, что ты будешь участие принимать». Когда я выиграла, я первый раз видела, что Кайса тоже плачет – вместе со мной. Это было очень классно, эмоционально. И она говорит: «Вот видишь, я же говорила, что у тебя все получится».
– А ещё несколько лет назад Тириль Экхофф и Ингрид Тандревольд в своём подкасте сказали, что вы чудесная, замечательная и милая. Для вас было неожиданно от них о себе такое услышать, прочитать?
– Все началось со старта моих выступлений на международном уровне – на Кубках Европы, которые сейчас называются Кубками IBU. Я попала в такую ситуацию, когда мне просто было необходимо общаться с иностранцами. Именно тогда я довольно хорошо выучила английский, и это мне помогало в плане организации процесса.
Взять то же бронирование гостиниц. Раньше ведь не было специализированной команды именно на Кубке IBU, и спортсменам из регионов приходилось самим всем этим заниматься. То есть, заявиться на соревнования, найти вакс для подготовки, лыж. И после этого, мне кажется, мы как раз в те времена еще начали общаться и с Тириль, потому что она тогда выступала именно там. Ну и сами девчонки не раз говорили: мол, почему у вас в России никто больше английский не знает и не хочет учить.
А для меня это абсолютно нормально было. И мне хотелось общаться с девчонками. Есть такие мероприятия, как афтепати. Там, конечно, мы немножко даем волю эмоциям, чтобы снять напряжение гонок. И общение в совершенно другом ключе происходит – абсолютно доверительное. Вот, наверное, оно и сближает. Ты узнаешь о своем сопернике больше, ну и, соответственно, он узнает больше о тебе.
«Что нужно для возвращения? Вопрос к руководству СБР»
– Вы сейчас продолжаете тренировать сборную Санкт-Петербурга?
– Да, продолжаю. Мы работаем с девушками, даже с ребятами из сборной Санкт-Петербурга. Довольно-таки продуктивное лето у нас получилось. Возможно, мне удалось что-то донести до спортсменов и, наверное, им в какой-то мере легче со мной общаться, легче спрашивать у меня какого-то совета, потому что действительно недавно мы еще с ними вместе выступали.
– Хотели бы дальше развивать тренерскую карьеру? Войти в сборную России?
– Нет, пока такой цели не было. Мне просто интересно сейчас делиться опытом, получать сам опыт именно тренерской деятельности. В любом деле нужен опыт. Не каждый хороший спортсмен может быть тренером.
В дальнейшем – почему нет, если будет такая возможность. Есть же сейчас такие варианты, как тренер-консультант, то есть активный. Потому что я до сих пор продолжаю тренировочную деятельность, не останавливаюсь на достигнутом. Являюсь амбассадором лыжного марафона Toksovo Cup, который состоится в Санкт-Петербурге 1-2 февраля. Хочу показать своим примером, что после завершения профессиональной карьеры спорт не заканчивается. От слова совсем.
– Полтора года назад вы возглавили комиссию спортсменов СБР. Отмечалось, что она будет контактировать с комиссией спортсменов IBU. Есть успехи в этом направлении? Какие шаги вы предпринимали?
– Сейчас эта комиссия больше занимается внутрироссийскими вопросами. Но комиссия спортсменов IBU нас знает. Мы всегда на контакте, всегда получаем последние новости. Пока идет такая, наверное, более осведомительная работа. Я очень надеюсь на скорейшее наше возвращение на международный уровень. И, возможно, тогда больше работы будет.
– А что нужно для возвращения?
– Вопрос не ко мне. Это больше к руководству СБР. Я затрудняюсь ответить на этот вопрос.
– Президент баскетбольного ЦСКА Андрей Ватутин допустил, что отстранение вообще растянется на 40 лет. Можете в такое поверить?
– Знаете, я стараюсь вообще поменьше об этом думать. Мы об этом уже сказали в начале – я все время сохраняю хорошее настроение. Стараюсь мыслить позитивно. Жизнь непредсказуема. Никто же не знал, что нас отстранят, и никто не знает, когда нас вернут. Может быть, это будет на следующий сезон, а может быть действительно, как прогнозирует президент ЦСКА. Мне сложно сказать, когда именно это случится.
«Российские патроны подходят не ко всем винтовкам»
– Вы последняя на данный момент чемпионка мира по биатлону из России. Представим, что Россия участвует в биатлонных соревнованиях. В ком-то из современного поколения биатлонисток видите чемпионку мира?
– Сложно судить, нет сравнения. Вот уже третий сезон мы не соревнуемся вместе. И, конечно, у нас появляются новые имена. Появляются молодые девчонки, которые конкурируют с теми девчонками, кто бегал еще со мной вместе. Биатлон непредсказуем. Никто не ждал моей победы в Контиолахти. Возможно, кто-то из наших девочек, если бы была возможность приехать на чемпионат мира и стрельнуть четыре ноля, тоже были бы в тройке. А может, и выиграли бы.
Пекинское невезение. Что объединяет Екатерину Юрлову-Перхт и Елизавету Туктамышеву
– Вы сказали, что продолжаете тренировки. В случае допуска будете готовы ещё раз возобновить карьеру ради Олимпиады?
– Точно нет. Каждое дело должно быть максимально завершено. Я знаю прекрасных спортсменов, которые ушли, а потом – «вроде бы, нет», «да, я вернусь». Для меня это большой отрезок жизни – он был классный, он был очень активный, насыщенный. Но сейчас я вижу перед собой какие-то новые перспективы, новые горизонты. И даже если бы мне вот такое предложение поступило, я бы, наверное, не вернулась.
– На внутрироссийских соревнованиях сейчас обсуждаются проблемы с инвентарем, с патронами, винтовками и так далее. Вы сами что-то из этих проблем в последние годы застали?
– Мне кажется, действительно, сейчас существуют такие проблемы. Во-первых, очень сложно, допустим, съездить в ту же Австрию и привезти хороший, качественный инвентарь. Взять те же лыжи. Несмотря на то, что у компании Fischer сохранился дилерский центр в Москве, не факт, что нашим спортсменам там достанутся самые топовые лыжи, как, например, норвежцам, французам, тем же немцам.
То же самое в плане амуниции. В России есть неплохие производители тех же патронов, но они подходят не ко всем винтовкам. Тот же «Олимп» – неплохой патрон, но к чьей-то винтовке он подходит, к чьей-то нет. Европейские патроны такого качества более-менее подходили практически под каждую винтовку.
«Я не футболист, поэтому буду работать»
– Следите ли сейчас за российскими биатлонными соревнованиями? Насколько вам интересно? Разделяете ли мнение, что популярность биатлона во многом держится на Губерниеве?
– Дмитрию респект, потому что действительно, несмотря на всю ситуацию, он старается из каждой трансляции внутрироссийских соревнований сделать настоящее шоу. Классная программа «Биатлон с Губерниевым», где он знакомит нас с новыми именами, фамилиями. Правда, отчасти это заслуга и самих спортсменов, и организаторов.
«Не все наши спортсмены прошли проверку на сообразительность»: мнение Губерниева об Играх в Париже
– Репортажи Губерниева вам нравятся?
– Они всегда интересны, они эмоциональны. Конечно, в этом Дмитрию надо отдать должное.
– Главный тренер футбольной сборной России Валерий Карпин, считает, что комментатор должен говорить только «пас налево», «пас направо» и никаких оценок не высказывать со своей стороны. В биатлоне, на ваш взгляд, должно быть так же?
– Это зависит от уровня компетентности комментатора. Конечно, если он новичок, то, наверное, ему сложно что-то говорить, обсуждать как эксперту. Если, допустим, комментатор бывший спортсмен или эксперт именно этого вида спорта – почему нет? Почему не высказать свое мнение? Это интересно будет послушать и тем, кто смотрит трансляцию, и, может быть, потом в пересмотре спортсменам тоже.
– Ваш муж – австриец. Вы сейчас по-прежнему живете на две страны?
– Нет, сейчас мы больше в России находимся. Мой муж с этого сезона работает в магнитогорском «Металлурге». Мы больше времени проводим в Санкт-Петербурге. Ну и между Петербургом и Магнитогорском.
– Новый год будете встречать в России или в Австрии?
– В России.
– Футболистам за карьеру удаётся накапливать приличные суммы. Как вышло у вас? Вы себе можете позволить жить в своё удовольствие и не работать?
– Ха-ха, я не футболист, поэтому буду работать.
– Что пожелаете нашим читателям на Новый год?
– Уважаемые читатели «Спорта День за Днем»! Поздравляю вас с Новым годом! Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия!
Пусть впереди ждёт много радостных моментов, плодотворных дней, гениальных идей, значительных успехов, приятных встреч и добрых сюрпризов!
И пусть самое заветное желание, загаданное в новогоднюю ночь, обязательно исполнится!
С Новым 2025 годом!
Фото: Союз биатлонистов России; Спортивная федерация биатлона Санкт-Петербурга; CSKA.ru