Вчера главный тренер сборной Украины, лучший бомбардир истории отечественного футбола Олег Блохин отпраздновал 55-летие. Завтра же исполнится 89 лет его маме, заслуженному мастеру спорта СССР по легкой атлетике Екатерине Адаменко. Накануне торжества с Екатериной Захаровной побеседовал корреспондент «Спорта».
— Не расстроились, когда узнали, что второй ребенок тоже будет мальчик? (Первенцем в семье Блохиных был Николай, который на 12 лет старше Олега Владимировича. — «Спорт».)
— Честно признаться, хотела дочку. Но когда узнала, что опять будет сын, обрадовалась! Иначе и быть не могло. Родила Олега быстро. Помню, принимала роды бывшая спортсменка. Сын родился богатырем.
— В 1952 году сборная СССР впервые выступила на Олимпийских играх в Хельсинки. Вы к тому времени завершили свою карьеру?
— Накануне Олимпиады я была первым номером сборной. Планировала принять участие в играх. Но когда узнала, что жду ребенка, про Хельсинки больше не думала. Можно сказать, ради Олега пожертвовала Олимпиадой.
— Каким ребенком был Олег Блохин?
— Шустрым, но не балованным. Он нас с отцом слушался. И мы доверяли Олегу. Все, что можно было для него делать, делали. Помню, как Олег делал уроки. Что-то не получается, оставляет открытой тетрадь и идет гулять. Прихожу я с работы, садимся с ним вместе и разбираем домашнее задание.
— Разочаровались, когда он вместо легкой атлетики выбрал футбол?
— О легкой атлетике не было и разговора. Хотя сын отлично пробегал 100 метров и часто ходил со мной на стадион. Свой выбор он сделал сам. Футбол. И почти сразу стал выделяться своей игрой на фоне сверстников.
— Первую зарплату из «Динамо» принес домой?
— Это уже было, когда Олег играл в главной команде. Хотя первые деньги он должен был получать еще в дубле — что-то около 50 рублей в месяц. Но отец попросил тренера Михаила Комана, чтобы сын эти деньги не получал — мы не хотели, чтобы у него появились дополнительные соблазны. Коман даже возмущался по этому поводу. Когда Олег просил на что-то деньги, например сходить в кино, мы ему сами давали. По трешке, по пятерке…
— Вместе с сыном вы жили, пока он не женился?
— Да, в 1980 году Олег женился на чемпионке мира по художественной гимнастике Ирине Дерюгиной, и вскоре они получили квартиру.
— С невестками трений не возникало?
— Нет. Ведь мы живем каждый сам по себе. Встречаемся, конечно, пьем чай. Внучка Ирина со мной росла — у невестки на нее элементарно не было времени. Даже в школу внучку отводила и забирала. Сейчас она живет в США, шесть языков знает. Недавно приезжала в Киев на Кубок Дерюгиных.
— Часто созваниваетесь с сыном?
— Олег звонит каждую субботу. Когда в Греции работал, обязательно звонил два раза в месяц.
— Посещаете с супругом домашние матчи сборной Украины?
— Ходим, но редко. Возраст, знаете ли. На НСК «Олимпийский» еще можно нормально добраться, а вот обратно идти в гуще людей уже тяжело. Да и пропуск на стадион нужно иметь.
— Скажите, а почему вы не поменяли фамилию, когда выходили замуж?
— Мы этот вопрос не поднимали, в ЗАГСе нас тоже не спросили. А когда вышли из ЗАГСа, было уже поздно. Впрочем, когда я с мужем отправляюсь за границу, в документах указываю фамилию Адаменко-Блохина.
— Блохин — вообще-то русская фамилия.
— Да, ведь супруг родился, как он любит говорить, в деревне под названием… Москва (смеется). Во время войны Владимир Иванович находился в блокадном Ленинграде. А после войны осел в Киеве. Здесь уже и Олег родился.
— Правда, что вы до сих пор работаете?
— Да, заведую методическим кабинетом в Киевском государственном университете строительства и архитектуры. Больше меня здесь никто не проработал — скоро стукнет 50 лет, как тружусь.
Киев