За несколько сезонов, проведенных в бундеслиге, Джеко стал одним из самых популярных футболистов Германии. По всему небольшому Вольфсбургу, где состоялась наша беседа, развешаны плакаты с изображением Эдина, в газетах цитируют его фразы, а таксист, узнавший, что я еду на встречу с местной звездой, попросил автограф футболиста и за это обещал отвезти назад на вокзал бесплатно.
Во время разговора Джеко, с которым еще раз предстоит помучиться защитникам «Рубина», не производил впечатления звездного парня, а скорее даже наоборот — вел себя достаточно открыто и скромно. В российский чемпионат бы этого парня! Но... Не будем забывать: нападающий «Вольфсбурга» и сборной Боснии, которому в среду исполнилось 24 года, один из самых желанных футболистов для европейских топ-клубов — очередь грандов, выстроившаяся за боснийцем, впечатляет.
«Рубин» сильнее ЦСКА
— Эдин, очередной барьер на пути к гамбургскому финалу Лиги Европы — «Рубин», а в прошлом году в рамках Лиги чемпионов вы дважды встречались с другой российской командой — ЦСКА. Какое впечатление произвели на вас армейцы?
— Должен признать, у ЦСКА хорошая команда. В домашнем матче мы играли достаточно уверенно и добились победы с разницей в два мяча, а в Москве проиграли. Может быть, это прозвучит немного парадоксально, но в «Лужниках» против русской команды было проще. Почему? Да потому что у нас на «Фольксваген-арене» армейцы действовали очень осторожно, уповали на контратаки и, тем самым, не давали создавать много моментов у своих ворот. Это был как раз тот день, когда мы использовали почти все свои шансы. В Москве в футбольном плане было попроще, мы даже повели в счете в первом тайме, после моего забитого гола, но в итоге все-таки проиграли. Мое мнение: в гостевой игре с ЦСКА нам просто немного не повезло.
— С армейцами вы играли на искусственном покрытии. Разница с натуральным газоном ощутима?
— Еще как! Отскок мяча иной, другие ощущения при беге, падениях... За последние несколько лет матч с ЦСКА стал единственным, когда мне пришлось играть на синтетике, и, надеюсь, таких встреч будет как можно меньше. Натуральный газон намного лучше!
— А кто сильнее — ЦСКА или «Рубин»?
— Думаю, «Рубин». Команда из Казани выиграла два последних чемпионата России, а это весомый аргумент. К тому же, наши соперники показали классную игру в некоторых матчах Лиги чемпионов, особенно во встречах с «Барселоной».
— Вы видели только отрывки игр «Рубина» с «Барсой» или же удалось посмотреть их целиком?
— Видел оба матча полностью. В Барселоне русским очень повезло — у каталонцев было в разы больше моментов. Но это не имеет значения. Победа над такими великими клубами всегда очень ценна, да и не обыграть их в гостях без помощи госпожи фортуны. А вот дома «Рубин» действовал гораздо раскрепощеннее, создал несколько моментов и мог вполне повторить свой каталонский успех, но не получилось. Были хорошие шансы у высокого русского нападающего... Бухаров, да? Считаю, его неплохим мастером. Видел нарезки и других матчей с участием казанской команды, и ни в одном из них «Рубин» не смотрелся значительно хуже соперников.
— Кого кроме Бухарова можете еще выделить из «Рубина»?
— Был хорош Домингес, но он перешел в «Валенсию». Вообще, талантливых ребят там хватает, но русские, прежде всего, сильны именно как команда. Чтобы пройти «Рубин», нужно будет выложиться на сто процентов.
Думаю только о «Вольфсбурге»
— Почти ежедневно в мировой прессе можно встретить упоминание вашей фамилии. Джеко переходит в «Арсенал», Джеко будет выступать за «Милан», «Барселону»...
— (Перебивая) «Челси», «Интер»... Как видите, я тоже слежу за прессой (смеется).
— И когда же трансфер, наконец, состоится?
— И когда?
— Вы, наверное, лучше знаете.
— Если откровенно, то нет. Без понятия, что произойдет летом, когда откроется трансферное окно. Но на сегодня я игрок «Вольфсбурга» и думаю только об этом клубе и о его соперниках. В данный момент, например, о «Рубине».
— Но вы бы хотели перейти в один из европейских топ-клубов?
— Каждый футболист об этом мечтает, но постоянно говорить о том, что хочешь уйти и играть за другую команду, не совсем корректно. Хотя бы, по отношению к болельщикам и нашей замечательной сотруднице клуба. (Джеко, улыбаясь, указал на пресс-атташе «Вольфсбурга» Барбару Эртел-Лейхт, которая помогла организовать это интервью — «Спорт»).
— Понимаю. Помимо клубов из топ-чемпионатов к вам проявляют интерес и российские команды. По крайней мере, если верить информации некоторых газет. Речь о «Локомотиве» и «Зените»...
— Вы еще забыли про «Рубин», которые тоже мной якобы когда-то интересовался. Я об этом тоже читал, но на подобные статьи не обращаю внимания. Как уже сказал вам выше, сейчас я озабочен делами «Вольфсбурга», а что будет летом, покажет только время. Мое дело — тренироваться, играть и как можно чаще забивать, а переговорами с клубами занимается агент.
— Но что-то конкретное в плане переговоров было? Я о российских клубах.
— Не было ни предметных предложений, ни даже намеков на какие-то переговоры.
— А если бы такое предложение все же поступило?
— Во время сезона о таких вещах говорить — да даже думать — неправильно. О будущем начну размышлять в конце мая, когда закончится сезон, а сейчас я игрок «Вольфсбурга». Давайте поговорим о чем-то другом (улыбается)?
— Давайте. Перед прошлогодними стыковыми матчами европейских сборных большинство российских футболистов, в том числе и лидер команды Андрей Аршавин, говорили, что меньше всего в соперники хотят Боснию. Очевидно, что вашу сборную уважают.
— Но это и понятно. Знаете, я тоже не хотел играть с Россией в стыковых матчах.
— Почему? Из возможных вариантов наша сборная не выглядела самой непроходимой...
— Смотря, что вы имеете в виду. Я-то общаюсь с немецкими сборниками и все они в один голос твердили, что Россия суперклассная команда, с которой будет нелегко любому сопернику. Если бы я не видел игр с участием России, может быть, чуть-чуть и засомневался бы в словах своих товарищей, но ведь у вас правда очень сильная сборная!
— Жаль, мнение немецких сборников не помогло нашей команде пробиться на чемпионат мира...
— Для меня это стало шоковой новостью. Никогда бы не подумал, что Россия не пройдет настолько менее классного соперника. Но это футбол, и фаворит не всегда уходит с поля битвы победителем.
— Когда же, наконец, ваша сборная пробьется на один из крупнейших футбольных форумов? В боснийской сборной столько звезд: Ибишевич, Мисимович, вы...
— В стыках нам попались португальцы, и сразу стало ясно: легко не будет. Выиграть не удалось. Теперь надеемся отобраться на чемпионат Европы. Даже, несмотря на то, что группа нам попалась довольно сложная. Франция выглядит явным фаворитом, а с румынами и белорусами, убежден, тоже будет тяжело. Но, как вы заметили, у нас хорошая команда. Это касается не только исполнителей, но и атмосферы в коллективе и многих других нюансов. Шанс выйти из этой группы есть, но для этого нужно, чтобы все игроки были здоровы и в важных встречах показывали свои лучшие качества. Но до квалификации еще столько времени! Сначала будет чемпионат мира, который русские, как и мы, будут смотреть по телевизору.
На чемпионате мира поболею за Германию
— И за кого же будете переживать в ЮАР?
— Тут без вариантов — за Германию! Я тут живу, выступаю за местную команду, к тому же, за немцев играют мои партнеры по команде и просто товарищи.
— А в Лиге чемпионов за кого болеть будете?
— А кто там остался? Дайте подумать... Точно буду переживать за ЦСКА.
— Лукавите?
— Нисколько! У меня хорошие теплые отношения с моим соотечественником Рахимичем, с которым, правда, видимся только в сборной. Потом за ЦСКА играет Красич. Милош хороший парень, да и футболист он классный! При возможности передавайте им привет!
ЦСКА нельзя назвать европейским «топом», но и слабой московскую команду назвать язык не повернется. В противостоянии с командой уровня «Севильи» у русских есть все шансы, чтобы пройти дальше. Это вполне реальная задача.
— А что дальше?
— А дальше надо смотреть, кто попадется в соперники.
— Давайте поговорим о «Вольфсбурге». Что вообще в этом сезоне происходит с вашей командой? В прошлом вы стали чемпионами Германии, громя всех и вся на своем пути, а в этом находитесь в середине таблицы...
— Хороший вопрос. Мы задаем его себе сами. Мы провалили начало сезона, выступали не очень зрелищно и эффективно, но сейчас дела вроде как налаживаются. В последних матчах смотрелись неплохо, но самые важные тесты только впереди. Посмотрите сами: «Рубин», «Герта», «Бавария»... Если удачно проведем эти игры, то будем бороться за путевку в еврокубки, благо время, чтобы исправить ситуацию, у нас еще есть.
— Может, неудачи связаны с уходом с поста главного тренера Феликса Магата, который привел команду к чемпионству?
— Не в моих правилах рассуждать о тренерах, но Магату лично я очень благодарен. За то, что он меня заметил и поверил, как в игрока высокого уровня.
— После игры с «Бохумом» ваш тренер Лоренц-Гюнтнер Кестнер сказал, что в будущем вы обязательно станете лучшим игроком мира. Как отреагировали на слова наставника?
— Приятно... (Джеко засмущался). Я молод, и мне еще во многом предстоит прибавлять. Нужно на каждой тренировке и в каждом матче демонстрировать свои лучшие качества и заслужить право играть в великой команде. Тогда придут и личные награды. Пройдет время, и мы узнаем, насколько прав был наш тренер.
— Боснийцы ведь мусульмане, верно? Удалось ли сходить в Казани в мечеть «Кул Шариф»?
— Я слышал, что это одна из самых больших мечетей в Европе. Посетить ее не удалось, так как свободного времени на выездах не бывает. К тому же после трехчасового перелета хочется отдохнуть. Но мечеть я эту видел, сначала в интернете, потом уже со стадиона. Очень красиво! Вообще, насколько я понял, в Казани тоже много мусульман, так? Я не ожидал, что в России столько людей, исповедующих ислам. А еще я заметил во время матчей с «Барселоной», что тренер «Рубина» не расстается с четками. Выглядит необычно.
— Может, в Москве все же удалось совершить хотя бы небольшую экскурсию перед матчем с ЦСКА? Вы ведь тогда за два дня в Россию прилетели, а не за один, как перед игрой с «Рубином».
— Москву видел только из окон автобуса и гостиницы. На улице стоял такой холод, что выходить на улицу не хотелось.
— Но ведь и в Вольфсбурге сейчас снега достаточно.
— Согласен. Но температура за «минус 15» у нас не зашкаливает ведь!
— А какая в Боснии погода зимой?
— Снег тоже выпадает, но его не так много, как в России. Нашу погоду можно легко сравнить с немецкой.
Вольфсбург