Для 18-летнего зенитовца турнир в Греции получился неоднозначным — из-за дисквалификаций он пропустил два из пяти матчей сборной России. Но когда возвращался в состав Никита Чернов, напарник по центру обороны, и другие защитники сразу начинали действовать увереннее. В эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем» Ходжаниязов подвел итоги Евро-2015, а также высказался по поводу своего будущего в «Зените».
Испания сыграла более сбалансированно
— С чем можете сравнить неудачу в финале?
— На таком уровне у меня подобных поражений еще не было. Но все ребята старались и выложились без остатка. Думаю, что ни к кому претензий предъявлено быть не может. К сожалению, результат оказался не в нашу пользу.
— Показалось, что Испания в матче группового турнира и в финале — две разные команды.
— Было понятно, что они сделают выводы после первой игры и как-то перестроятся. Так и получилось, они стали играть более сбалансированно — думали не только об атаке, но и в обороне грамотно действовали. У их ворот практически ничего опасного не было.
— «Красная фурия» — безоговорочный чемпион?
— Если судить именно по решающему матчу, то они наиграли на победу.
— Как бы вы оценили путь своей команды? Она эволюционировала, но просто не хватило сил?
— Отметил бы, что путь начался не в Греции, а еще раньше — в отборочном турнире, в элитном раунде. Дорога получилась сложной, поэтому хотелось бы поблагодарить за проделанную работу и ребят, и тренерский штаб, и медицинский персонал. В общем, спасибо всем, кто работал с нами все эти годы. И для футболистов, и для тренеров — это огромный опыт работы на международном уровне.
— Столь высокие результаты — оттого, что вы практически одной обоймой играете уже больше двух лет?
— Я бы даже сказал, что уже года три. У нашей команды есть определенная философия, поэтому каждый понимает, что от него требуется. У нас есть костяк, но несколько ребят, появившиеся в команде позже, легко в нее вписались. С каждым годом наше взаимопонимание становится все лучше. Отсюда и результаты.
К судье никаких претензий — только к себе
— Вы пропустили два матча турнира. Давайте по порядку. Не было боязни, что Дмитрий Хомуха не возьмет вас в Грецию из-за дисквалификации на первую игру с голландцами?
— Я не боялся, просто переживал из-за того, что не смогу помочь парням. Потом еще и с Испанией удалился, пропустив решающую игру в группе с Германией. К счастью, ребята добились необходимого результата и вышли в полуфинал.
— Что случилось в игре с испанцами? Вы сами-то поняли сразу, что это именно вам вторая желтая карточка, а не кому-то из соперников?
— Да, понял сразу. Был очень «заряжен» на эту игру, поэтому, когда испанец сыграл рукой, я «автоматом» стал показывать судье, что это желтая карточка. А за это наказывают — нам об этом говорили, и не раз.
— С вами подобное когда-либо случалось ранее?
— Нет, впервые. Чуть-чуть не сдержался.
— Может, просто болгарин Кабаков…
— (Перебивая.) Да нет, дело точно не в судье. К нему вообще никаких претензий — только к себе.
— У нас подобного никогда не было. Не было бы такой команды, если бы тебя партнеры не поддержали даже после тактической или технической ошибки.
— Со стороны кажется, что у вас не просто сборная, составленная из представителей разных команд, а именно единый коллектив.
— Так и есть. Отчасти это стало возможно и благодаря тому, что мы этим костяком играем уже несколько лет.
— Это идет от самих ребят или Дмитрий Иванович приложил к этому руку?
— Конечно, тренер принял в этом самое непосредственное участие. Именно Дмитрий Иванович отвечает за дисциплину и атмосферу в команде.
— Баллотируйся он в президенты, отдали бы ему свой голос?
— (Улыбается.) Не знаю, как насчет президента России, но любой человек хочет расти в своей профессии. Желаю и игрокам, и тренерскому штабу пойти на повышение.
— Теперь есть желание перейти вместе в молодежную сборную (U21)?
— Не знаю, как было бы в идеале, но лично я хотел бы видеть Дмитрия Ивановича главным тренером молодежной сборной. Но это не мое дело, моя задача — просто играть.
Я — беспощадный, Митрюшкин — автор-обманщик
— Читали мнение о себе со стороны Антона Митрюшкина? Для официального сайта УЕФА он раздавал характеристики всем ребятам.
— Читал-читал. Уже «напихал» ему за это (смеется).
— И все-таки. «У него есть свои секреты» — о чем это Антон?
— Секреты на то и секреты.
— Но сказано это только про вас. Может, ходите с подозрительным видом?
— Да нет, я очень открытый человек (улыбается).
— Идем дальше. Митрюшкин: «Скажем так, это самый грубый игрок команды, ведь он получает больше всего желтых карточек».
— Я не подсчитывал, на самом деле, может, это и не так.
В этот момент мимо нас проходит Митрюшкин собственной персоной. «Вот как раз и автор слов», — замечаю я. «Да, автор-обманщик», — улыбаясь говорит Ходжаниязов.
— Обсуждаем с Джамалом ваши слова про него, — говорю Митрюшкину.
— Они неправильно перевели, — тут же реагирует вратарь. — Не то чтобы грубиян, а самый жесткий на поле.
— Я — беспощадный (смеется Джамал).
Митрюшкин уходит, а защитник развивает свою мысль.
— Возможно, дело в том, что я отвечаю за оборону, поэтому риск получить карточку намного выше.
— Чувствуете, что с годами ваш стиль игры как-то меняется?
— Не сказал бы. Скорее стоит говорить о том, что благодаря играм с разными соперниками, нападающими высокого уровня ты делаешь определенные выводы и с каждым матчем становишься умнее. Из трех матчей на чемпионате Европы два пришлись на игры с Испанией. У этой сборной можно многому научиться.
— Матс Хуммельс — по-прежнему пример для подражания или появился новый ориентир?
— Это хороший и надежный защитник. Он до сих пор один из тех, чья игра мне нравится.
Надеюсь, от лимита будет польза
— Вы сейчас идеально подходите под критерии основного состава «Зенита». Догадываетесь, о чем речь?
— Честно говоря, нет.
— Матч с «Динамо» не смотрели?
— Нет, так как готовились к финалу Евро-2015.
— В первом туре нового сезона премьер-лиги в составе сине-бело-голубых на поле не вышло ни одного воспитанника петербургского футбола.
— Если бы в «Зените» действительно был только такой критерий… Не знаю, как будет. Сейчас вернусь в клуб — и ситуация прояснится.
— Есть объяснение, почему после дебюта за «Зенит» еще в 2013 году дальше у вас так и не пошло?
— Очевидно, что мне чего-то не хватает, потому что пределов совершенству просто нет. Я работаю каждый день, а уже тренеры решают — ставить или нет. Я никого в сложившейся ситуации не виню, только себя.
— С защитниками сборных Аргентины, Бельгии и Португалии достаточно сложно конкурировать.
— Да, сложно, это игроки высочайшего уровня. Но они такие же люди — с двумя руками и двумя ногами. Я на каждой тренировке стараюсь показывать, что не слабее. Турнир в Греции дал мне дополнительный опыт, это большой плюс.
— Лимит — все-таки благо или нет?
— Не знаю. Слышал обе точки зрения — что это гибель чемпионата и что лимит поможет российским игрокам. Сейчас сложно понять, во что все это выльется. Я надеюсь, что от лимита будет польза, так как сборная России уже давно не показывала результатов высокого уровня на международном уровне.
— Пять россиян на поле одновременно — ваши шансы возрастают в том числе.
— Получается, что так.
Виллаш-Боаш пожелал удачи
— Сейчас едете в «Зенит»-2 к Владиславу Радимову или в главную команду к Андре Виллаш-Боашу?
— Пока не знаю, я человек подневольный. Если скажут ехать в «основу» — поеду туда. Предоставят шанс поиграть в ФНЛ за «Зенит»-2 — значит, быть этому.
— Радимов или Виллаш-Боаш какие-то наставления давали?
— По окончании сезона Виллаш-Боаш пожелал удачи на предстоящем чемпионате Европы.
— То есть он знал, что вы едете в Грецию?
— Конечно, он в курсе всех событий. Знает все и про всех.
— Чего ждете от нового сезона?
— «Зенит»-2 дебютировал в ФНЛ — для ребят это будет хороший опыт. Они смогут прибавить в мастерстве и финишировать как можно выше.
— При этом важно не итоговое место, а количество игроков, которым удастся перебраться в главную команду.
— Согласен. Вторая команда для этого и создавалась.
— А что касается первой команды?
— Вместе со сборами мы в сборной уже около месяца. Я «Зенит» еще и не видел в этом сезоне. Но есть победа в первом туре над «Динамо», положительный задел сделан, а дальше посмотрим.