Бывший форвард ленинградского «Спартака» и таллинского «Калева» двукратный бронзовый призер чемпионата СССР, работавший под руководством Владимира Кондрашина, размышляет о проблемах юношеского баскетбола и приветствует создание «Зенита».
Опыт США нам не повторить
— Ваша профессиональная карьера закончилась около двадцати лет назад. Чем занимаетесь сегодня?
— Есть замечательное соревнование, проводящееся Ассоциацией петербургских ветеранов баскетбола. Игроки различных возрастов, от тридцати пяти до семидесяти пяти лет, участвуют в чемпионате города и первенстве страны. Что интересно, городское первенство интереснее национального. Также проводятся международные турниры — подобия чемпионата мира и чемпионата Европы. Это помогает регулярно возвращаться к баскетбольному прошлому.
— Вы сказали, что городское первенство сильнее российского. Но парадокс в том, что Петербург никак не может выйти в лидеры отечественного баскетбола. Игроки уезжают из города. В чем же причина?
— Наше баскетбольное хозяйство поставлено с ног на голову. Многие очевидные вещи, которые должны выполняться для развития баскетбола, не делаются. У нас, например, есть спортивный интернат. Но там до сих пор нет своего спортивного зала. Приходится арендовать. Команда мастеров со времен «Спартака» также не имеет своего спортивного зала. Тоже приходится арендовать площадку для тренировки, тратить деньги, на которые можно было бы построить пять центров подготовки. Молодежь в связи с этим не имеет возможности для тренировок. Надеюсь, с приходом «Зенита» появится баскетбольная база сродни той, что имеют футболисты на базе в Удельном парке. Там игроки смогут полноценно готовиться, правильно питаться, восстанавливаться.
— Возможно в России развитие студенческого баскетбола на примере США?
— У нас совершенно другой уровень подготовки кадров и всего студенческого баскетбола. Мы никогда не сможем готовить игроков высокого уровня через студенческий спорт. А сейчас эту ситуацию еще и усугубили, запретив ребятам, имеющим контракты с командами высших лиг, играть за университеты. Тем самым вузы лишены возможности получить ориентир, пример для развития баскетбола. А игроки, не имеющие игровой практики в клубе, лишаются ее и в учебном заведении. Хотя в свое время мне, Белову, Силантьеву приходилось выступать на интересных городских студенческих соревнованиях.
Команда не коммерческая организация
— Банкротство легендарного «Спартака» тоже не случайно. Какие испытали эмоции, когда стало ясно, что команды не будет?
— Сказать честно, при том руководстве, которое было в «Спартаке», другого варианта быть не могло. Профессиональная баскетбольная команда не коммерческая организация. Ею нельзя управлять как бизнес-структурой. Она не приносит большого дохода, а тратит спонсорские деньги. И команде нужен не менеджер, а хозяин, который сможет правильно распоряжаться бюджетом. Считаю, это должен быть представитель бизнес-культуры спонсора. К сожалению, грамотного руководства в «Спартаке» не оказалось, деньги были потрачены впустую.
— Место «Спартака» занял «Зенит».
— Когда пришел «Зенит», я обрадовался. Мне, конечно, жаль «Спартак». В то же время кто платит, тот и заказывает музыку. Это намного лучше, чем остаться без команды. Результаты и игра, которую показал «Зенит», порадовали. Вася Карасев как тренер грамотно использует все возможности для формирования состава. Мне нравится его баскетбол, основанный «от защиты», такая тактика определяет результат.
— Есть те, кто встретил образование «Зенита» в штыки.
— Это, видимо, от незнания. В «Спартаке» не было так уж много питерских игроков. Да, были ребята, которые воспринимались как свои, но их готовили в других местах. Сегодня клуб может не только сохранить своих игроков, но и пригласить других, бюджет позволяет.
— Почему же Андрей Кириленко вернулся в Москву, а не в Петербург?
— Не думаю, что шли разговоры о его приезде в «Зенит». Даже по официальным бюджетам возможности ЦСКА раз в десять превышают возможности «Зенита».
— У вас есть сын, которому девятнадцать лет. Он выступал за молодежную команду «Спартака», сейчас — игрок «Зенита»-2. Расскажите, пожалуйста, о переходе из одной структуры в другую.
— Когда стало известно, что «Спартака» в следующем году не будет, то для всех игроков, не только молодых, остро встал вопрос о месте продолжения спортивной карьеры и вообще о возможности ее продолжения. Молодые игроки «молодежки», кто был постарше, получили приглашения в другие клубы, в другие города. Те, кто не получил приглашений, вынуждены были остаться тренироваться здесь. И когда стало понятно, что в город приходит «Зенит», начала образовываться молодежная команда. Туда пригласили практически всех ребят 1996 года рождения. Возглавил команду Геннадий Щетинин. В состав «Зенита»-2 попал и мой сын. Считаю, это лучший вариант из тех, что были возможны. Иначе пришлось бы ехать в другие команды, хотя многие ребята еще не готовы к самостоятельной жизни.