СКА расстался со своими звездами. Не стали продлевать контракт с Алексеем Яшиным, выставили на трансфер Максима Сушинского. На сегодняшний день это стало самой обсуждаемой темой в хоккейном мире. Постоянный эксперт нашей газеты двукратный олимпийский чемпион Евгений Зимин высказал свое мнение на сей счет.
«Молодыми» рулить проще
— Если у Сушинского и Яшина контракты закончились, то руководители СКА имеют полное право делать то, что считают нужным, — говорит Зимин. — Я не могу сказать, что, допустим, Максим в прошедшем сезоне играл плохо. Но того, что он умеет делать на льду, и близко не было видно.
— Как бы то ни было, на Сушинского и Яшина ходил зритель…
— Зритель-то ходил на имена, но они уже не показывали того хоккея, который нужен СКА, чтобы стать обладателем Кубка Гагарина, к чему питерцы стремятся уже который год. А если кто-то вдруг спросит, почему оставили возрастного Максима Соколова, объясню. Что касается вратарей, это отдельная тема. Они ведь могут играть значительно дольше, чем нападающие или защитники.
— То есть вы считаете, что курс на омоложение правильный?
— Абсолютно правильный. Понимаете, единицы спортсменов в мире в любом виде спорта достигают отметку в 35 лет. Человек так создан. Физиология, психология дают о себе знать. А в хоккее нужны большие скорости. Такие игроки, как, например, Ларионов, это индивидуумы. В них это было заложено генетически. Поэтому Игорь и не вешал коньки на гвоздь так долго. Пусть не обижается на меня Вячеслав Старшинов, но, помню, когда он уехал в Японию и приехал обратно, ему как раз и было лет 35. Вышел играть за «Спартак», все видел, все соображал, но в движении уступал, нигде не успевал. Образно говоря, ползал на льду. Хотя, казалось, что генетически мужик он очень крепкий. Но не смог. Все свои силы в лучшие годы израсходовал. А еще один довольно известный хоккеист уставал уже после того, как завязывал на коньках шнурки. В общем, от возраста не убежишь. Как, например, в балете. 35 лет — это уже пенсия. Есть, конечно, такие, как Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе. Но таких, как они, единицы.
— Пошли слухи, что «чистка» СКА началась после того, как пришел Милош Ржига. Насколько вы верите таким разговорам?
— Я не исключаю и этого варианта тоже. Люди, наверное, так думают после ситуации, возникшей у Ржиги с Гашеком в «Спартаке». Он же имел с ним дело. Вроде бы уверенно начал с ним работать, а в итоге из-за него его из красно-белого клуба и ушли. Конечно, молодыми «рулить» проще. Взять, допустим, того же Сушинского. У него характер будь здоров. Им особо не поуправляешь. Я не могу говорить однозначно, смею только предполагать. Вполне вероятно, что Милош посмотрел на состав СКА и подумал: а зачем мне, чтобы кто-то команду «взрывал»?.. От СКА снова станут требовать первое место. Кто будет отвечать за результат? Тренер. Ржига далеко не глупый человек. Может, он начал искать для себя наилучшие варианты управления командой. Но нельзя не вспомнить и то, что у него в «Атланте» играли возрастные Вадим Епанчинцев и Олег Петров. Допускаю, он определяет не по возрасту, а по характеру человека. Насколько тот или иной хоккеист управляем. А с другой стороны, у СКА новый президент, новый менеджер. Может, они вызвали того же Ржигу и сказали, вот с этими и этими заканчиваем. Идем на омоложение.
Главное, чтобы деньги заплатили
— Вы за то, чтобы в команде был симбиоз молодежи и опытных игроков или…
— Я за то, чтобы команда двигалась и выходила на лед с горящими глазами. Если они не горят, дело уже не в возрасте. Молодые тоже порой не играют, а мучаются. Видно, что у них нет ни желания, ни характера. У них, наверное, глаза горят лишь тогда, когда идут получать свою, мягко говоря, немалую зарплату или когда отправляются отсуживать какие-то деньги в суд. Когда ты выходишь и понимаешь, что это тебе не в радость, поскорее бы прошли эти полтора-два часа, это, конечно, уже не дело. Главное ведь, чтобы деньги заплатили. Значит, надо постараться побегать через не могу. В пример всем я бы хотел поставить нападающего СКА Максима Рыбина. Хоть он и получал в свое время в «Спартаке» денег в несколько раз меньше некоторых других игроков, все равно всегда рвался в бой. Характер у него действительно бойцовский. Везде лезет, старается забить. Когда он выходит на лед, не думает о деньгах. Для него основное в матче отличиться, помочь. Так что, нужно любой команде, в том числе и СКА, в первую очередь делать коллектив, который, может быть, не отличался бы огромным мастерством, но, выходя на площадку, у всей команды было бы одно желание — победить. А для этого опять же надо играть в полную силу.
— Разве в прошлом году армейцы этим не отличались?
— Скажем так, отличались периодически. Они обязаны были у «Атланта» выигрывать. По идее, победили ведь в серии, ведя в счете 3:1. Как можно было потерпеть поражение? До сих пор не пойму. А после драки махать кулаками уже смешно. Все же дружно стали обвинять Якуба Штепанека, который сам себе в ворота забил. Но это уже детали. Наверное, питерцы думали тогда, что обыграют на мастерстве, успокоились на этом. Мне кажется, что причина как раз и была в том, что глазки у большинства игроков потухли.