Она может и спринт пробежать, и штангу поднять, и на турнике подтянуться. Двукратная чемпионка мира по армлифтингу Рита Осна надолго не расстается со спортзалом. В интервью «Спорту День за Днем» девушка рассказала о своем мировом рекорде и поставила под угрозу стереотипы о сильных женщинах.
С кроссфита мышцы не «сыплются»
— Прежде всего, расскажите, что такое армлифтинг.
— Силовой вид спорта, где спортсмены демонстрируют силу хвата с помощью разных снарядов: штанги с утолщенным грифом, эспандера или толстой ручки, к которой крепятся «блины». В этом году мне удалось подтвердить статус чемпионки мира, еще я закрепила мировой рекорд в своей весовой категории: тяга «Аполлон Аксель» (штанга особой конструкции с толстым грифом. — «Спорт День за Днем») — 95 кг. Несмотря на результаты, армлифтинг — это не моя основная дисциплина.
— Какая основная?
— Кроссфит. Занимаюсь им с 13 декабря 2014 года. Точно помню эту дату. Попала в этот спорт из-за «качков».
— Почему?
— Среди них принято считать, что после кроссфит-тренировок пропадают годами наращенные мышцы. Как раз в то время я ходила в тренажерный зал и вписалась в фитнес-конкурс, где нужно было быстро похудеть. На тот момент весила 75 кг, мне дали задание сбросить до 60. Худеть мне, честно говоря, некуда. Единственный вариант — потерять мышечную массу. Вот и попала в кроссфит, думала, пропадет мое мясо и выиграю этот конкурс.
— Получилось?
— Что могу сказать: я стала «суше», сильнее, осталась в том же весе — после кроссфита мышцы не «сыплются»! Вообще там может быть все, что угодно: от скакалки до одноповторного рывка штанги после спринта на 400 метров.
На светское мероприятие надеваю платье или юбку
— Существует стереотип: девушки, тягающие «железо», — пацанки.
— Такими их делает не спорт, а жизненные перипетии. Чем больше проблем ты решаешь без чьей-либо помощи, тем ты самодостаточнее, тем сильнее характер. Может, по сравнению с некоторыми современными женщинами, неспособными позаботиться о себе, или «обабленными» мужиками я и выгляжу пацанкой. В основном, общаюсь со спортсменами, которые адекватно оценивают женские способности. Но, соглашусь, ребята, которые не тренируются, считают, что после тренировок девушка вдруг перестает быть женственной.
— Вот и мы про то же.
— Но дело-то в мужчинах! Если девушки могут быть сильнее их, значит, они сами такие. Любите женщину, и она будет женщиной.
— Вам иногда хочется переодеться в платье и туфли?
— Я веду активный образ жизни, помимо спортзала, чаще ношу удобную одежду. Однако на светское мероприятие, где не придется ходить больше пяти километров, не чураюсь надевать платье или юбку.
— Вам уделяют много внимания в соцсетях. В жизни мужчины относятся к вам с таким же интересом?
— Чаще всего ко мне подходят извращенцы, которым кажется, что быть с девушкой с мышцами — это круто. И на большее, кроме спорта, я не способна. Мало кого интересует цвет моих глаз, какие книги я читаю. Грустно!
— Кстати, что вы любите читать?
— В последнее время интересуюсь Зигмундом Фрейдом. Из художественной литературы недавно прочла «Воскресение» Льва Толстого.
— Толстой разбирает своих героев «на молекулы». Не говоря уже про Фрейда.
— Моя работа связана с людьми. Интересно наблюдать за их поведением, думать, почему они поступают именно так. Порой задумываюсь и о своих проблемах.
Никаких ограничений по возрасту
— Вернемся к армлифтингу. В нем есть ограничения по возрасту?
— Ограничений по возрасту нет нигде! Детей можно рожать в шестьдесят. Другое дело, если до этого взрослый человек ничем не занимался, он вряд ли станет чемпионом. Но тренироваться на начальном уровне может любой.
— Что вас мотивирует тренироваться и выступать?
— Мое здоровье: физическое и психологическое. Я всегда занималась спортом и не могу сказать, что у меня были какие-то проблемы. Когда приходишь в зал, выполняешь упражнения, что-то может не получаться, и ты ищешь ответ на вопрос: почему. Может быть, сутулые плечи, проблемы в позвонках, грудном отделе? Если хочешь добиться результатов, нужно искать причину. Мы излечиваемся, занимаясь спортом. Это не значит, что если я перестану заниматься, то мое самочувствие ухудшится – нет, все было и будет хорошо. Я тренируюсь, потому что это одна из важнейших составляющих моей жизни.
— Самое яркое событие вашей спортивной жизни?
— Из-за конфликта я ушла из клуба, в котором тренировалась два года. Смена места была непростой, готовилась к турнирам сама, но не опустила руки, не испугалась, хотя соперницы были сильнее. А уже потом на соревнованиях я познакомилась с ребятами, которые стали мне очень близки. Родственные души.